Особая экономическая зона – что это значит

Какие льготы дает

  • инвестиционные и налоговые льготы (например, налоговые каникулы различной продолжительности, налоговые освобождения и/или низкие ставки взимаемых налогов, отсутствие валютного контроля и свободное возвращение прибыли);
  • торговые привилегии (минимальные торговые ограничения) – сниженные ставки или отсутствие пошлин на импорт сырья, полуфабрикатов и основных фондов, необходимых для производства и экспорта полуфабрикатов или конечной продукции;
  • мягкие ограничения (или отсутствие ограничений) на владение иностранцами производственными фондами;
  • относительно дешевые и доступные инфраструктура и услуги – обеспечение электроэнергией, водой, дорогами, транспортными и коммуникационными услугами (например, субсидирование платы за коммунальные услуги);
  • относительно дешевые и доступные земельные участки и здания – обеспечение производственных и складских площадей по низким ставкам арендной платы (зачастую субсидируемых);
  • минимальные стандарты требований к рабочему месту и заработной плате или их отсутствие (т.е. вопросы охраны здоровья и безопасности на производстве);
  • минимальные стандарты требований к охране окружающей среды и уровню загрязнений или их отсутствие;
  • большое количество дешевой, и не объединенной в профсоюзы рабочей силы (или ограничения на организации трудящихся);
  • доступ к рынкам (к внутреннему рынку страны, где располагается зона, и/или к рынкам соседних стран);
  • долгосрочные налоговые каникулы и льготы в части налога на прибыль;
  • упрощенные таможенные процедуры (например, таможенная регистрация прямо в пределах предприятия или ускоренное получение разрешения).

Цели создания

Необходимость организации специальных экономических анклавов (зон) имеет, своей целью реализацию стратегических программ общегосударственного масштаба. Иногда решаемой с их помощью задачей является «подтягивание» отдельных отраслей и регионов. Таким образом, организация территорий с особым статусом преследует следующие цели:

  • привлечение национальных и зарубежных инвестиций;
  • организация дополнительных мест для трудоустройства высококвалифицированных специалистов, что способствует сохранению и увеличению интеллектуального капитала страны;
  • способствует становлению российских товаропроизводителей и облегчает проведение импортозамещения.

Предприниматели и юрлица, которые работают в таких зонах, получают следующие бонусы:

  • возможность привлечь высококвалифицированные отечественные кадры;
  • льготные налоговые режимы, что благотворно влияет на снижение затрат и позволяет получать более выгодные условия на рынке;
  • уменьшение затрат на импорт и экспорт, что существенно увеличивает доходность предприятия.

Тут в качестве специфического и характерного примера стоит привести Крым. Все структуры на его территории работали по законам Украины и, соответственно, по украинской системе налогообложения. Чтобы перестройка бизнеса прошла наименее болезненно для предпринимателей, государство ввело специальные налоговые режимы и таможенные правила исключительно для территории Крыма.

Собственно в зависимости от того, какую стратегическую роль призвана выполнять данная спецтерритория, и вводятся различные послабления для предпринимателей. Таким образом, резидентам облегчается работа, что обеспечивает ускоренное развитие определённых регионов или производственных сфер.

Резюме

Следует отметить, что в анклавах со специальным экономическим статусом развивается не только тот бизнес, который заявлен в основном приоритетном развитии зоны. Параллельно с крупным бизнесом развивается и малый бизнес, который направлен, прежде всего, на обслуживание жителей и сотрудников анклава. При этом малый бизнес, сосредоточенный здесь, имеет также ряд льгот.

Как правило, эти льготы прописаны в особом меморандуме, который подписывается руководством особой экономической зоны. Конечно, малый бизнес не является резидентом данного кластера и ему не доступны все привилегии, которыми пользуются резиденты. Но следует учитывать такой момент – чем более необходим предлагаемый предпринимателем бизнес на данной территории, тем больше льгот он получит.

Довольно перспективными, с точки зрения сроков окупаемости капвложений, является позиционирование своего бизнеса в экономических зонах, расположенных в Калининградской области и Крыму. Здесь льготные режимы действуют в независимости от размера инвестиций и, соответственно, даже небольшое предприятие сможет воспользоваться всеми льготами, которые существуют на данной территории.

В мировой экономике достаточно примеров быстрого развития стран или территорий, которые связаны именно с созданием особых экономических зон. Такие территории способствуют усилению экономики отдельно взятой страны и притоку больших иностранных инвестиций. Помимо этого, происходит укрепление экономических связей между различными странами, что способствует росту взаимопониманию и усилению диалога между государствами. Всё это в конечном итоге ведёт к укреплению мира на планете.

Примечания

  1. ↑ (HTML). КонсультантПлюс (23 августа 2013). Дата обращения 21 июля 2014.

  2. Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и офшорные зоны. — Магистр: ИНФРА-М. — М., 2013. — 560 с. — ISBN 978-5-16-006667-7.
  3. Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и офшорные зоны. — Магистр: ИНФРА-М. — М., 2013. — С. 39—55. — 560 с. — ISBN 978-5-16-006667-7.
  4. . РИА Новости (1 января 2015). Дата обращения 9 июля 2015.

  5. . Gazeta.ru (29 мая 2014). Дата обращения 19 июля 2015.

  6. . Lenta.ru (30 ноября 2014). Дата обращения 17 июля 2015.

  7. . www.russez.ru. Дата обращения 28 февраля 2019.

  8. . www.russez.ru. Дата обращения 27 января 2019.

  9. Ведомости. . www.vedomosti.ru (8 января 2016). Дата обращения 27 января 2019.

  10. . Интерфакс (8 января 2016). Дата обращения 27 января 2019.

  11. . sobesednik.ru. Дата обращения 23 февраля 2019.

  12. ↑ . www.uralweb.ru. Дата обращения 27 января 2019.

  13. Андрей Пушкин. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — С. 217. — ISBN 978-5-9614-1954-2.
  14. . www.fontanka.ru (19 октября 2011). Дата обращения 27 января 2019.

  15. . Российская газета (19 июля 2012). Дата обращения 27 января 2019.

«Ульяновск»

ОЭЗ ПТ «Ульяновск» также ориентирована на машино- и приборостроение. Тут в чести такие виды деятельности:

  • приборостроение, производство электроники;
  • авиастроение;
  • техническое обслуживание самолетов;
  • производство электрооборудования;
  • изготовление композиционных материалов;
  • прочие отрасли машиностроения.

В заключение хотелось бы сказать и о предпринимателях-нерезидентах, ведущих свою деятельность на территории той или иной ОЭЗ. Чаще всего они также имеют возможность рассчитывать на часть преференций, предусмотренных для резидентов, поскольку условия их деятельности должны оговариваться с руководством ОЭЗ.

Например, в такой экономической зоне, как Калининградская область, пониженный налог на прибыль распространяется абсолютно на все предприятия, независимо от типа хозяйственной деятельности и группы товаров. Именно поэтому открытие бизнеса является наиболее интересным на территории ОЭЗ. Конечно, если речь идет о заработке.

Список свободных экономических зон по странам

Египет

  • Порт — Саид Свободная зона общественного
  • Alexandria Свободная зона общественного
  • Наср-Сити Свободная зона общественного
  • Suez Свободная зона общественного
  • Исмаилия Свободная зона общественного
  • Дамиетты Свободная зона общественного
  • Медиа Свободная зона общественного
  • Shebin El- Kom Свободная зона общественного
  • Qeft Свободная зона общественного
  • Порт-Саид Восточный порт Свободная зона общественного

Индия

  • Sricity несколько SEZ товаров, Андхра — Прадеш
  • SEEPZ , Мумбаи
  • MARG Swarnabhoomi SEZs для инженерных и мультисервисных услуг, Тамил Наду
  • Inspira Pharma & Renewable Energy Park, Аурангабад , Махараштра

Иран

  • Киш
  • Арас Свободная зона
  • Энзели Свободная зона
  • Арванд Свободная зона
  • Chabahar Свободная зона
  • Gheshm Свободная зона
  • Маку Свободная зона
  • Имам Хомейни Аэропорт города Свободная зона

Италия

  • Эриче
  • Gela
  • Кротоне
  • Россано
  • Ламеция-Терме
  • Матера
  • Таранто
  • Lecce
  • Андрия
  • Неаполь
  • Torre Annunziata
  • Mondragone
  • Кампобассо
  • Velletri
  • Sora
  • Пескара
  • Масса Каррара
  • Вентимилья

Южная Корея

  • Корейские Свободные экономические зоны
  • Busan-Джинхе Свободная экономическая зона
  • Тэгу-Gyeongbuk свободной экономической зоны
  • Gwangyang Bay Area свободной экономической зоны
  • Инчхон свободной экономической зоны
  • Желтое море свободной экономической зоны
  • Saemanguem-Gunsan Свободная экономическая зона
  • Восточное побережье свободной экономической зоны
  • Chungbuk Свободная экономическая зона

Латвия

  • Лиепайская специальная экономическая зона
  • Резекненская специальная экономическая зона
  • Rīga Freeport экономическая зона
  • Вентспилсский Парк высоких технологий

Литва

  • Мариямполе Свободная экономическая зона
  • Каунас Свободная экономическая зона
  • Клайпедская свободная экономическая зона
  • Паневежис Свободная экономическая зона
  • Akmenė Свободная экономическая зона
  • Шяуляй Свободная экономическая зона
  • Кедайняй Свободная экономическая зона

Македония

  • Свободная экономическая зона Скопье 1
  • Свободная экономическая зона Скопье 2
  • Свободная экономическая зона Stip
  • Свободная экономическая зона Tetovo

Молдова

  • Предпринимательство Free Zone Expo-Бизнес- Кишинёв
  • Предпринимательство Free Zone «Твардица»
  • Предпринимательство Free Zone «Тараклия»
  • Предпринимательство Free Zone «Valkaneş»
  • Предпринимательство Free Zone « Отач -Деловой»
  • СЭЗ « Bălţi

    Подзона Страшены Каан

    »

  • СЭЗ « Унгень -Деловой»
  • СЭЗ Aeroportul Liber Международная Мэркулешть
  • СЭЗ Международный свободный порт Джурджулешты

Монголия

  • Цаган нур Свободная экономическая зона
  • Алтанбулаг Зона свободной торговли
  • Замун-Uud Свободная экономическая зона

Марокко

  • Перерабатывающая зона Танжера
  • Свободные зоны в Танжере Med Ксар эль Махаз Mellousa 1 и 2
  • Свободная зона в Дахла и Лааюн
  • Свободная зона хранения углеводородов: Kebdana и Надор
  • Зона экспортной переработки в Кенитре

Катар

Катар имеет свободные зоны и особые экономические зоны с разными законами по вопросам налогообложения и корпоративного права собственности

  • Qatar Science & Technology Park
  • Катар Финансовый Центр
  • Manateq Особые экономические зоны
    • Рас Bufontas
    • Um Alhoul
    • Al Karaana

Россия

В России есть только особые экономические зоны

Технические / Инновационные зоны

  • Дубна
  • Зеленоград (Москва)
  • Санкт-Петербург
  • Томск
  • Innopolis

Промышленная / Зона развития

  • Алабуга
  • Липецк

Туристические зоны

  • Краснодарский край
  • Ставропольский край
  • Калининградская область ( Yantar, Калининград Особая экономическая зона)
  • Алтайский край
  • Республика Алтай
  • Иркутская область
  • Бурятия
  • Владивосток

Таджикистан

  • Сугд Свободная экономическая зона
  • Пяндж свободной экономической зоны
  • Дангаринская Свободная экономическая зона
  • Ишкошим Свободная экономическая зона

Туркменистан

  • Мэри — Байрамалийского
  • Okarem- Хазарский
  • Туркменабатский -Seidi
  • Bakharden- Сердар
  • Ашхабад — Анау
  • Ашхабад — Безмеинская
  • Серахс
  • Гюнешли
  • Международный аэропорт Ашхабада
  • Аэропорт Дашогуз

Украина

  • Автономная Республика Крым
  • Карантин Пирса Одесского морского торгового порта, 1 января 2000, в течение 25 лет
  • Украина и ЕС соглашение о свободной торговле

Объединенные Арабские Эмираты

  • Абу-Даби Global Markets
  • Ajman Free Zone
  • Dubai Academic City
  • Dubai Airport Free Zone
  • Dubai Internet City
  • Dubai Media City
  • Дубай Мульти Commodities Center
  • Дубай Деревня знаний
  • Dubai Healthcare City
  • Дубайский международный финансовый центр
  • Научный парк Dubai
  • Дубай Outsource зоны
  • Dubai Silicon Oasis
  • Dubai Studio City
  • Международный медиа-производственная зона
  • Jebel Ali Free Zone
  • SAIF ZONE Sharjah
  • twofour54 Абу — Даби
  • Fujairah Free Zone
  • Фуджейра креативного города
  • Рас-Аль-Хайма зоны свободной торговли
  • Масдар Сити Свободная зона Абу-Даби

СЭЗ в Беларуси: возможности и перспективы

Этот весомый инструмент привлечения международных инвестиционных ресурсов призван содействовать форсированному развитию определенных регионов. Для страны это довольно молодой опыт, хотя в мировой практике  давно имеет место (Великобритания, Япония, Нидерланды и другие).

Причины создания СЭЗ в Беларуси:

  • потребность во внешних инвестициях;
  • интеграция местной экономики в мировую систему;
  • выгодное расположение, создающее интерес у иностранных инвесторов к освоению белорусского рынка;
  • нацеленность производства на экспорт в условиях дефицита природных ресурсов наряду с солидным потенциалом перерабатывающих отраслей и качественных трудовых кадров;
  • возможность решения проблем конкретных регионов.

Всего в Беларуси шесть. Первой была создана СЭЗ «Брест» в марте 1996 года. Через два года такие пространства появились в Минске и Гомеле, а на протяжении следующих четырех лет были созданы «Витебск», «Могилев» и «Гродноинвест».

Цели разных СЭЗ зависят от их функционального типа, который устанавливается соответствующим Положением. В большинстве случаев это создание и развитие экспортно ориентированных передовых производств с развитыми технологиями посредством привлечения и эффективного использования инвестиций, рациональное применение производственных площадей.

Однако для отдельных зон есть и свои особые задачи. Так, в «Гомель-Ратон» — это задействование альтернативных источников энергии; «Брест» — увеличение выпуска товаров народного потребления и услуг; «Минск» — рост загрузки минского аэропорта и последующее развитие авиасообщения; «Витебск» и «Могилев» — эффективное использование инженерной и транспортной инфраструктуры; «Гродноинвест» — запуск прогрессивных энергосберегающих технологий.

Помимо этого, в отношении отдельных образований имеют место индивидуальные особенности и ограничения по применению льготного режима, например, отсутствие преференций для игорной сферы. В целом определяющим фактором для льготирования является экспорт продукции либо ее реализация другим резидентам.

Кроме уже существующих рассматривается вопрос создания аналогичного пространства в сфере туризма.

«Бирюзовая Катунь»

ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» — еще одна рекреационная и туристическая зона. Она имеет самую большую площадь среди всех существующих — 3326 гектаров. «Бирюзовая Катунь» позиционируется как первая и наиболее крупная зона природного и экстремального горного туризма, разделенная на две части. Первая — для молодежи. Тут присутствуют центры горнолыжников, скалолазов, рафтеров, трекеров, молодежный отель и другая адаптированная инфраструктура. Вторая — для состоятельных туристов. Тут комфортабельные и дорогие гостиницы и другие удобства.

Эта экономическая зона, по сути, только начинает свое развитие, но уже имеет значительное количество инвесторов, готовых вкладывать деньги на привлекательных условиях. Ведь резидентам тут также предлагаются льготы и преференции.

Для чего нужно

Создание ОЭЗ в первую очередь призвано решить стратегические задачи развития страны в целом или отдельных ее регионов в частности. Также с помощью инструмента особых зон решаются вопросы развития отдельных отраслей (промышленность, внешняя торговля, социальная сфера, научно-технический прогресс и т.д.).

Государство, организуя ОЭЗ:

  • привлекает частные отечественные и иностранные капиталы (инвестирование в передовые производства или инфраструктуру),
  • способствует созданию рабочих мест для квалифицированных кадров (таким образом, способствуя удержанию интеллектуального потенциала в стране),
  • осуществляет политику импортозамещения и развития отечественного производителя.

Резиденты, участвуя в функционировании ОЭЗ, получают возможность:

  • снизить производственные и административные расходы за счет льготного налогообложения, пошлин, арендных ставок и проч, а значит, создавать конкурентоспособный продукт;
  • привлекать квалифицированных специалистов из числа отечественных кадров;
  • минимизировать собственные затраты за счет льготных условий на экспорт и импорт и увеличить доходную часть.

Кроме того, достаточно часто строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ государство производит полностью или частично за свой счет.

Свободные экономические зоны в экономике России

Свободные экономические зоны рассматриваются в мире как активное средство государственной политики. В истории постсоветской России первые такие зоны возникли ещё в 1990 г., и в дальнейшем на протяжении 15 лет процесс их создания и функционирования происходил бессистемно. Это было связано как с отсутствием законодательной базы, так и с постоянной борьбой регионов и федерального центра за максимальные льготы для свободных зон и право контроля над ними.

Однако сейчас ситуация изменилась кардинальным образом, начался принципиально новый этап проекта по развитию свободных (особых) экономических зон на территории России. Начало нового этапа связано с принятием ФЗ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ». Этим законом заложены единая правовая основания создания и функционирования особых экономических зон на территории России.

Причины создания СЭЗ в России:

  • привлечение инвестиций как иностранных, так и российских компаний;
  • стимулирование развития регионов;
  • развитие высокотехнологических отраслей промышленности и сферы услуг;
  • создание высококвалифицированных рабочих мест.

Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» предусматривает создание создание особых экономических зон двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. На территории особой экономической зоны допускается ведение только тех видов деятельности, которые предусмотрены данным законом, а также постановлением Правительства РФ.

В законе №116-ФЗ сформулированы основные принципы налогообложения ОЭЗ, к основным из которых относятся предоставление налоговых льгот.

Участникам зон экспортного производства предоставляются существенные льготы по федеральным налогам, которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет местных налогов:

  • освобождение от налога на прибыль на срок 5 лет со дня регистрации;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;
  • снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);
  • освобождение от НДС услуг по транспортировке товаров.

В любом случае свободные экономические зоны требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.

Основные характеристики российских ОЭЗ

Место расположения ОЭЗСпециализация ОЭЗГосударственные инвестиции в инфраструктуру зоны
г. Санкт-ПетербургПроизводство программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры. Разработка и производство аналитических приборов.Около 1,5 млрд. руб., в том числе 50% из федерального бюджета
г. Дубна, Московская областьЭлектронное приборостроение, проектирование новых летательных аппаратов, разработка альтернативных источников энергии.2,5 млрд. руб.., из них 65% из федерального бюджета
г. ЗеленоградРазработка и освоение микросхем, интеллектуальных систем навигации.5 млрд. руб., в том числе 50%% из ФБ
г. ТомскИнформационно-коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также производство новых материаловОколо 1,9 млрд. руб. (70% из ФБ)
г. ЛипецкПроизводство бытовой техники и комплектующих к ней1,8 млрд. руб. (42% из ФБ)
г. Елабуга, ТатарстанВыпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологическое химическое производство.1,6 млрд. руб. (49% из ФБ)

Успех программы создания ОЭЗ в России напрямую зависит от того, в какой степени удастся в ОЭЗ создать экономическую систему, максимально приближенную к идеальной — с четкими правилами игры, минимальными бюрократическими издержками и максимальной конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в зона наиболее благоприятным.

География

ОЭЗ «Дубна»

Это технико-внедренческая зона, созданная в 2005 году на основании Постановления правительства РФ № 781.

Территория ОЭЗ «Дубна» имеет площадь около 200 гектаров и разделена на три участка:

  • городок программистов;
  • площадка нанотехнологий;
  • участок ядерно-физических технологий.

Приоритетными направлениями этой ОЭЗ являются:

  • проектирование сложных техсистем;
  • биотехнологии;
  • сложные медицинские технологии;
  • информационные технологии;
  • композиционные материалы;
  • ядерно-физические и нанотехнологии.

Резидентами этой зоны могут стать как ИП, так и коммерческие организации. Исключение составляют лишь унитарные предприятия и иностранные фирмы. Чтобы стать резидентом ОЭЗ «Дубна», нужно зарегистрировать предприятие на территории муниципалитета и заключить с органами управления договор о проведении внедренческой деятельности.

Резиденты этой особой экономической зоны также могут рассчитывать на привилегированные условия в сфере налогообложения и другие виды поддержки. Налоговые льготы могут быть такими:

  • отсутствие НДС при вывозе товаров за рубеж;
  • нулевая ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет до 01.01.2018;
  • 13,5 % — налог на прибыль, подлежащий зачислению в местный бюджет;
  • 14 % — платежи во внебюджетные фонды;
  • 0 % — ставка земельного налога сроком на 5 лет, имущественного налога — на 10 лет, транспортного налога — на 5 лет.

Также резидентам полагаются другие преференции:

  • льготная аренда помещений и земельных участков;
  • бесплатное подключение к инженерным сетям и коммуникациям;
  • ускоренное оформление документов на земельные участки;
  • свободная таможенная зона;
  • высокоскоростные системы передачи данных.

Также резидентам предлагаются условия свободной таможенной зоны, при которых не уплачивается ввозная пошлина на иностранные товары и НДС при вывозе российских.

Мировой опыт

Современные зоны свободной экономической торговли – очень популярные инструменты региональной политики и экономики. Всего в мире существует более 1000 таких территорий, рекордсмен по их количеству – США, самый бурный рост зон сегодня происходит в Азии. Наиболее удачными проектами в мировой практике стали:

  • ирландский район Шеннон, в котором при угрозе резкого снижения пользования аэропортом международных авиакомпаний был создан технопарк для привлечения инвестиций, также здесь открывается первый в мире магазин беспошлинной торговли, в 80-х годах здесь сформировался мощный инновационный центр;
  • бразильский промышленный округ свободной зоны Манауса, в котором сосредоточились энергетические компании, обеспечившие не только внутренние потребности страны, но и вышедшие на внешние рынки;
  • китайские экспортные города: в конце 70-х годов в 14 прибрежных городах были открыты зоны с особыми налоговыми и таможенными условиями, что позволило сделать региону рывок в развитии, а также привлечь в страну десятки миллиардов долларов.

Типы свободных экономических зон

Классификаций СЭЗ фактически несколько.

Рассмотрим одну из них:

  1. Территориальная свободная зона – для взаимодействия с другими регионами, ограниченного либо полного;
  2. Функциональная – создается для выполнения определенной функции (для производства и так далее);
  3. Таможенная – с предоставлением серьезных льгот по импорту и экспорту товаров;
  4. Налоговая – с частичной или полной отменой сборов;
  5. Финансово-инвестиционная – со снижением ставок по сборам, сниженными процентами по кредитам и страхованию;
  6. Административная – с упрощенным порядком регистрации и постановки на учет различных компаний, а также с упрощенными правилами выезда и въезда граждан других государств.

Влияние свободных экономических зон на занятость населения

По мнению специалистов, создание экономически свободных зон оказывает малое влияние на уровень занятости населения. В результате исследований, проведенных в две тысячи семнадцатом году, было выявлено, что за последние десять лет в СЭЗ было создано всего лишь двадцать тысяч рабочих мест. По мнению многих финансовых экспертов, подобные зоны имеют малую эффективность. За последние десять лет в развитие СЭЗ было вложено более ста двадцати двух миллиардов рублей. Общий объем поступлений в виде налогов и таможенных пошлин составляет менее пятидесяти миллиардов рублей. Также исследователи отмечают, что вместо запланированных двадцати пяти тысяч новых рабочих мест, было создано всего двадцать тысяч.

Некоторые эксперты считают, что столь низкая эффективность экономических центров имеет срочный характер. Они объясняют свое мнение тем, что региональные власти не до конца выполнили свои обязательства. Согласно последним данным, уровень регионального недофинансирования открытых экономических зон, достиг отметки в сорок пять миллиардов рублей. Также специалисты отмечают, что высоких результатов удалось добиться лишь центрам, расположенным в Санкт-Петербурге и Татарстане (Алабуга).

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий