Защита прав предпринимателей

Формы и способы защиты прав предпринимателей

Фирма работает ради прибыли, и чем выше доходы — тем пристальнее внимание конкурентов и надзорных организаций. Успех предпринимателя становится соблазном для криминальных кругов, особенно когда есть крупные активы

Если бизнес в розничной сфере — неизбежны конфликты с покупателями, в закупках — с поставщиками, на рынке интернет-продаж и высоких технологий — с коллегами по отрасли или «соседями» по сети.

Защитный рефлекс

Без глубоких правовых знаний и квалифицированной юридической помощи предпринимателю не обойтись, даже если все идёт гладко: слишком непредсказуем рынок и планы компаний-партнёров, готовых стать конкурентами.

По официальной статистике, только 15% уголовных дел в отношении хозяйствующих субъектов доходят до суда. Каждому второму предпринимателю во время работы приходилось защищать интересы бизнеса через государственных арбитров или частных медиаторов. Основные претензии группируются по видам возникающих правоотношений следующим образом:

  • отношения между партнёрами, контрагентами;
  • взаимодействие с органами власти и контролирующими структурами;
  • споры с потребителями товаров и услуг;
  • конфликты с наёмными и привлечёнными работниками.

Все проблемные ситуации бизнесмены вправе урегулировать через внесудебные процедуры, а также в судах разной юрисдикции.

Формы и способы защиты бизнеса

Вид защиты прав предпринимателей зависит от инстанции, в которой рассматривается спор. Разделяют внесудебную и судебную формы урегулирования.

Рассмотрение дела в судебном порядке возможно посредством обращения в следующие инстанции:

  1. Арбитражный суд рассматривает споры в сфере предпринимательской деятельности.
  2. Суд общей юрисдикции принимает иски граждан к коммерческим компаниям.
  3. Конституционный суд гарантирует защиту основных прав.

Конституция РФ — источник гарантий и прав для бизнеса

Внесудебная форма защиты предпринимательских прав предполагает обращение к иным уполномоченным органам и организациям (а иногда и к самому «обидчику») с целью урегулировать возникший спор без обращения в суд. Внесудебная защита используется чаще всего для нормализации взаиморасчётов с партнёрами и уменьшения кредиторских долгов, а также в случае разногласий, решаемых путём переговоров с собственными сотрудниками или с контрагентами.

Таблица: порядок урегулирования претензий

Варианты решения проблемыОсобенности применения
Экспертная общественная помощьСпециалисты дают независимые оценки и действенные советы по защите бизнеса от самых разных рисков.
Досудебная (претензионная) процедураСтороны урегулируют спор с помощью квалифицированных юристов. Если проблему не удалось решить, требуется защита в суде.
НотариатПравомочен при отсутствии публичного конфликта.
Третейский судНегосударственный арбитраж привлекается на основе взаимного доверия.
МедиаторыАвторитетные посредники с квалификацией в нужной отрасли подключаются на досудебном урегулировании спорной ситуации.

Правильно выстроенная внесудебная защита помогпет урегулировать разногласия в ходе переговоров

Способы защиты прав бизнеса зависят от характера спора и возмещения вреда. Различают два их основных типа:

  1. Материально-правовые способы — это способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права. Иными словами, предприниматели защищают свои права, используя зафиксированные в различных законах возможности. Такие способы бывают:
    • пресекательные — действие оспариваемых решений или законодательных актов приостанавливается или отменяется, то есть прекращается нарушение права;
    • восстановительные — нарушенные права возвращаются в полном объёме (признание права, возмещение убытков, применение последствий недействительности сделки и пр.);
    • штрафные — проигравшая сторона присуждается к санкциям в денежном выражении (например, взыскание неустойки).
  2. Процессуальные способы — когда права бизнесменов регулируются с помощью прописанных в законе процедур, которые строго соблюдаются в процессе рассмотрения спора о нарушенном праве:
    • соблюдается порядок подачи иска;
    • приводятся доказательства, которые суд может учесть;
    • производится оценка существующих договоров между сторонами;
    • и т. п.

Случаи нарушения прав предпринимателей

Субъекты предпринимательской деятельности постоянно вступают в правоотношения, связанные с бизнесом. Они взаимодействуют по вопросам приобретения и продажи товаров, оказания услуг, найма персонала, оплаты налогов и иных сборов и платежей и т. п. Противоправные действия в отношении бизнеса происходят в рамках любого из указанных направлений.

В зависимости от источников возникновения выделяются несколько групп нарушений:

  • Правонарушения со стороны уполномоченных органов. К таким органам относятся государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор, при взаимодействии, например, по вопросам лицензирования. Проведение проверок в процессе реализации госконтроля строго регламентировано законодательством. При этом акты соответствующих должностных лиц способны повлечь за собой нарушение прав и интересов проверяемого субъекта вследствие неприменения норм права или их неправильного применения.
  • Противоправные действия со стороны других участников рынка. К таким случаям относятся нарушения условий заключенных договоров, предоставление недостоверной информации, иное введение в заблуждение при заключении контракта, злоупотребление правом (когда права осуществляются другим субъектом исключительно с намерением причинения вреда предпринимателю либо заведомо недобросовестно), коммерческий шпионаж, занятие доминирующего положения в соответствующем секторе рынка и т. п.
  • Неправомерное поведение со стороны потребителей в сфере розничной продажи и оказания услуг.Законодательство предусматривает гарантии прав такой категории покупателей и клиентов, а последние пользуются и допускают злоупотребление предоставленными им правами.
  • Действия персонала. Перечень возможных нарушений в этом случае велик: хищения имущества, прогулов, иных нарушений трудовых обязанностей.

СОГЛАШЕНИЯ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Подписывая соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с руководителями фискальных ведомств, органами власти и ведомствами, бизнес-омбудсмен ставит своей целью надзор за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, повышение эффективности их деятельности, создание благоприятных условий для развития предпринимательства. ​

В рамках реализации соглашений стороны взаимодействуют по следующим основным направлениям

— осуществление согласованных действий, направленных на совершенствование законодательной и нормативной правовой базы;

— сокращение избыточных административных барьеров;

— информирование о целях, объеме и сроках проведения проверок;

— информирование о результатах проведения проверок, состоянии соблюдения действующего законодательства в соответствующей сфере деятельности и об эффективности реагирования на предписания органов государственного надзора;

— обеспечение эффективности и прозрачности деятельности надзорных органов;

— формирование ответственного отношения субъектов предпринимательской деятельности к требованиям органов государственного надзора;

Какими же способами защитить права?

Закон предусматривает набор инструментов, направленных на охрану нарушенных прав предпринимателей. К нарушителям применяются меры ответственности: гражданской, административной, уголовной. Они носят принудительный характер, направлены в отношении виновных лиц и побуждают иных лиц воздержаться от негативных действий.

Некоторые из способов защиты используются для предупреждения правонарушений, причинения вреда и/или снижения его размеров, гарантий компенсации ущерба. Так, для минимизации хищения информации, которая составляет секрет производства (коммерческую тайну), необходимо внедрение соответствующих регламентов ее обращения, ограничение доступа и разработка иных инструментов защиты, что соответствует требованиям закона.

В случае если существует вероятность, что к моменту обращения взыскания на имущество причинителя вреда, последний осуществит его отчуждение, можно защитить права, использовав обеспечительные меры (например, залог).

Трудовым законодательством предусматриваются дополнительные правила о полной материальной ответственности для некоторых категорий работников, согласно которым включение в трудовые договоры соответствующего условия в дальнейшем поможет работодателю взыскать ущерб с сотрудника за пределами заработной платы. Кроме того, подробная регламентация трудового распорядка, должностных обязанностей, специальных локальных актов, связанных с исполнением работниками трудовых функций, позволит предпринимателю защитить права в случае возникновения спора вследствие злоупотребления персонала.

Остальные меры охраны направлены на то, чтобы восстановить права и применить санкции к их нарушителю. К таким способам относятся: взыскание неустойки вследствие неисполнения обязательств партнерами, возмещение вреда, причинного неправомерными действиями каких-либо лиц, признание права пользования, в том числе на недвижимое имущество и т. п.

История

В 2003 году в «Опоре России» было создано бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей и инвесторов. В первую очередь, для оказания юридической помощи предпринимателям для защиты их интересов при неправомерных действиях органов государственной власти и местного самоуправления.

В 2010 году первый заместитель председателя Правительства России Игорь Шувалов был назначен ответственным за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по рассмотрению обращений российских и иностранных инвесторов, а также подготовку проектов соответствующих решений Правительства России (в средствах массовой информации должность именуется омбудсменом по инвестициям). Неформальным аппаратом омбудсмена Игоря Шувалова определён один из департаментов Минэкономразвития России (департамент инвестиционной политики и развития частно-государственного партнёрства). На конец 2011 года, из поступивших к омбудсмену 67 жалоб 46 было решено.

С учётом опыта федерального омбудсмена, в 2011 году президентом России Дмитрием Медведевым в федеральных округах были назначены заместители полномочных представителей президента ответственными за оказание содействия бизнесу в реализации инвестиционных проектов.

В декабре 2011 года на личной встрече с председателем Правительства РФ Владимиром Путиным глава «Опоры России» Сергей Борисов предложил создать институт омбудсмена для бизнеса. Затем в январе 2012 года на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, под председательством президента России Дмитрия Медведева снова прозвучало предложение от «Опоры России» об учреждении должности уполномоченного по защите прав предпринимателей. В Правительстве России началась проработка вопроса о создании отдельного института омбудсмена, включая определение специальных полномочий. В частности, разработкой концепции занималось Минэкономразвития России, так как именно в этом министерстве был создан первый в современной России аппарат омбудсмена по защите прав предпринимателей.

24 апреля 2012 года Дмитрий Медведев, занимавший пост президента России, озвучил пять ключевых мер качественного улучшения жизни предпринимателей в России, одной из которых было введение должности прокурора или специального уполномоченного по защите прав предпринимателей. Впоследствии Дмитрий Медведев наиболее активно поддерживал идею о создании структуры по защите предпринимателей в прокуратуре. Ввести институт уполномоченного по правам предпринимателей предлагал и Владимир Путин, представляя программу ста шагов, которые необходимо предпринять, чтобы России поднялась со 120-го на 20-е место в рейтинге инвестиционной привлекательности Doing Business от Всемирного банка.

Кроме того, после инаугурации, президент России Владимир Путин подписал указ об экономической политике, которым определялись цели экономического реформирования, а также ряд ключевых мер по их достижению. В том числе — создание института уполномоченного (срок — декабрь 2012 года).

В мае того же года в Генеральной прокуратуре было создано спецуправление по надзору за соблюдением прав предпринимателей, подчиняющееся первому заместителю генпрокурора Александру Буксману. В июне 2012 года на пост руководителя этого подразделения был назначен Алексей Пухов.

Таким образом, в настоящее время в государственных органах действует несколько институтов по защите прав предпринимателей: заместители полпредов в федеральных округах, управление в Генеральной прокуратуре и назначенный президентом России Борис Титов. Из этого списка осенью 2012 года вышел Игорь Шувалов, когда было отменено распоряжение председателя Правительства РФ о назначении его ответственным за координацию деятельности по рассмотрению обращений инвесторов.

По официальной версии, Борис Титов был выбран на роль уполномоченного по итогам «рейтингового голосования», на основе опроса предпринимательских общероссийских организаций. По данным в СМИ, решение о назначении принималось с учётом его политических заслуг. При этом мнение объединений бизнеса не учитывалось.

Самозащита: реализация и пределы

Как самостоятельный способ, законодатель выделил самозащиту. Что это такое? Под самозащитой понимают фактические действия, которые совершает лицо в целях охраны своих прав, в том числе установка охранной системы (сигнализации), внедрение каких-либо программ учета товаров и услуг, физическое воздействия для пресечения посягательства.

Закон не установил порядок реализации рассматриваемого способа, но ограничил его условиями использования:

  • факт нарушения прав или возможность его нарушения должны следовать из обстановки. Так, недопустимо применять силу к лицу в отсутствие уверенности в его преступных намерениях;
  • действия (меры), которые производятся в рамках самозащиты, соответствуют характеру правонарушения. Например, применение способного причинить вред здоровью огнестрельного или иного оружия к посетителю магазина, совершившему хищение, противоречит этому условию.

Пятый

Человек занимается предпринимательской деятельностью исключительно на свой страх и риск, причем последнее понятие отражается исключительно в отдельном законе «Об организации страхового дела». Для того чтобы определиться с понятием риска в современной предпринимательской деятельности, можно использовать понятие из этого закона, в соответствии с которым риском может быть признано событие, которое обладает признаками случайности или вероятности наступления. Одной из главных целей формирования юридического лица является минимизация предпринимательского риска.

В соответствии с юридической литературой предпринимательские риски включают в себя возможность неполучения прибыли, какого-нибудь другого запланированного результата деятельности или же получение отрицательного результата от действий предпринимателя.

Федеральный закон №294 как механизм защиты прав предпринимателей

Закон устанавливает правила, по которым проводятся проверки фирм государственными органами, характер этих проверок, сроки, виды и методы проведения. Любое нарушение указанного в законе регламента может рассматриваться как нарушение прав предпринимателя и способно послужить основанием для отмены результатов проверки.
По умолчанию если категория не присвоена, то она имеет низший показатель.
Статья 3 устанавливает принципы защиты предпринимателей при осуществлении государственными органами своих контролирующих функций:

  • уведомительный характер начала работы для предпринимателя;
  • запрет требовать от предпринимателя для начала его деятельности получения документов и разрешений, не предусмотренных законом;
  • признание объектов контроля изначально добросовестными исполнителями законодательных норм;
  • открытость законодательной информации и ее доступность;
  • проверки только в рамках полномочий того или иного органа или его представителя;
  • запрет на проверки различными органами контроля исполнения одних и тех же законодательных норм;
  • ответственность перед законом контрольных органов за нарушения при осуществлении своих функций.

Проверки юридических лиц и ИП полностью бесплатны для них и финансируются из бюджета. Функции и права контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, строго разграничены в соответствии с законом. Согласно ФЗ №294 применяются указанные ниже виды проверок.

Плановая проверка

Общий план проверок выложен на сайте Генпрокуратуры РФ. Руководствуясь этой информацией, можно определить, планируется ли проверка со стороны какой-либо госструктуры в отношении организации или ИП в текущем году. У предпринимателей есть возможность устранить недочеты и ошибки вовремя и избежать санкций по результатам проверки.

Проводится не чаще одного раза в 3 года, но в отношении учреждений образования, а также здравоохранения и некоторых других. Проверки могут проводиться и чаще (ст. 9, п. 2 и 9 вышеуказанного ФЗ). Привилегиями наделены такие контролирующие структуры, как:

  • органы пожарного надзора;
  • органы санитарно-эпидемиологического надзора;
  • лицензирующие органы.

Полный перечень видов деятельности – исключений из общего правила и сроков проверки содержит Постановление Правительства №944 от 23-11-09 г. Сроки могут варьироваться и в связи с присвоенным классом риска, опасности (ст. 9 п. 9.3 ФЗ). О проведении плановой проверки предпринимателя должны предупредить за 3 рабочих дня (ст. 9-12 ФЗ).

Внеплановая проверка

Проводится согласно ст. 10 ФЗ в строго определенных случаях:

  1. Организации или индивидуальному предпринимателю ранее было выдано предписание исправить недостатки в работе. По истечении установленного срока проводится проверка вне плана.
  2. Обращение предпринимателя в уполномоченные органы за лицензией или разрешением на определенные виды деятельности.
  3. В соответствующие органы поступила информация о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, объектам культурного наследия, экспонатам музеев, животным, растениям, окружающей среде, государственной безопасности. Либо в случае чрезвычайных происшествий природного, техногенного свойства.
  4. Нарушены права потребителей или правила маркировки товаров.
  5. Существует обоснованное распоряжение прокуратуры для проведения проверки.
  6. Проверка соответствия присвоенных организации или ИП индикаторов риска характеру их деятельности.

Если имеет место внеплановая выездная проверка, предприниматель должен быть предупрежден не позже чем за сутки до ее проведения (ст. 10-16 ФЗ). Анонимная информация не рассматривается как основание для проверки (ст. 10-3 ФЗ).

На заметку! Потребителю в случае нарушений его прав следует в первую очередь обращаться по месту нарушения. Дальнейшее рассмотрение жалоб контролирующими органами возможно лишь в случае, если вопрос не был решен на месте (ст. 10 ФЗ, ч. 2 п. 2-в).

Обе проверки могут проводиться как в документальной форме, так и в выездной. На официальный запрос о предоставлении документов при документальной проверке нужно ответить в течение 10 рабочих дней. (ст. 11-4,5 ФЗ).

Особый вид проверки – контрольная закупка, т.е. совершение сделки с целью выявления возможных нарушений предпринимателем действующего законодательства по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Это внеплановая проверка, она регулируется ст. 16.1 ФЗ.

На заметку! Максимально установленный срок любой проверки – 20 рабочих дней (ст. 13-1 ФЗ). Только в исключительных случаях, требующих тщательной экспертной работы, продлевается по решению руководства проверяющего органа (ст. 13-3 ФЗ).

Центр правовой поддержки бизнеса:

Центр создан для обеспечения консультативной поддержки, оперативного решения юридических проблем, возникающих в бизнес-деятельности членов Деловой России и бизнес-сообщества страны, выработки решений по конкретным бизнес-ситуациям. Работа центра предполагает проведение бесплатных юридических консультаций членам московского регионального отделения.

В рамках своих компетенций обеспечивает и\или организует юридическую, консалтинговую и иную поддержку предпринимателям, членам Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», обратившимся за соответствующей помощью. Деятельность Центра основывается на принципе социального партнерства и ориентирована на широкое сотрудничество и взаимодействие по вопросам бесплатной консультативной юридической помощи с органами государственной власти и местного самоуправления, судебными и правоохранительными органами, общественными и профессиональными организациями, политическими партиями и иными институтами гражданского общества, представителями юридического сообщества и средств массовой информации.

Экспертами Центра являются высококвалифицированные, активные и авторитетные в определенной экономической сфере деятельности представители предпринимательского сообщества и адвокаты.

Функции Центра:

  • Содействие защите прав и законных интересов предпринимателей, в том числе при возникновении споров и конфликтов.
  • Создание условий для повышения уровня правового сознания предпринимателей и развитию предпринимательской культуры.
  • Передача в соответствующие Комитеты/Подкомитеты Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» предложений для подготовки инициатив по совершенствованию нормативно-правовых актов, способствующих созданию благоприятных условий для развития цивилизованной предпринимательской деятельности.
  • Содействие в обеспечении доступа к правосудию, содействие в реализации прав, свобод и законных интересов предпринимателей.

В рамках настоящей работы основной акцент сделан на деятельности Центра как механизма защиты прав юридических лиц и предпринимателей при проведении проверок. В этих целях Центр активно взаимодействует с Прокуратурой города Москвы, а также Московской межрегиональной транспортной прокуратурой. Проводятся совместные выездные приемы предпринимателей, на которых предприниматели не только имеют возможность получить ответы на свои вопросы, но и защитить свой бизнес.

Почему так важно понимать эту норму законодательства?

Законодательное определение предпринимательской деятельности является важным по нескольким причинам:

  • Появляются основания для того, чтобы устанавливать определенные требования к тому, как должна осуществляться такая деятельность.
  • Несоблюдение установленных требований в итоге приводит к тому, что к нарушителю необходимо применять соответствующие меры ответственности.
  • Правовые последствия различных фактов, событий или же действий, имеющих отношение к ведению предпринимательской деятельности, в своей основе имеют легальное, определенное действующим законодательством определение предпринимательской деятельности.

Судебная защита прав

Экономические споры (возникающие между предпринимателями) рассматривает арбитражный суд. Статус индивидуального предпринимателя или организации имеет значение при обращении в такой суд. Физические лица, не обладающие таким статусом, вправе обращаться в арбитражный суд только в исключительных случаях.

Кроме того, некоторые акты государственных органов подлежат судебному обжалованию. Анализ практики решений арбитражных судов позволяет сделать вывод, что этот порядок защиты прав — единственно возможный в случаях необходимости привлечения контрагента к ответственности за неисполнение обязательств, оспаривания действий и решений контролирующих органов, в иных ситуациях.

Дела с участием предпринимателей рассматриваются и районными судами, когда нарушитель прав — лицо, не являющееся коммерсантом. Так, споры, возникающие из отношений с участием потребителей, трудовых отношений, и иные подобные споры по требованию закона подлежат рассмотрению судами только этого звена.

Нельзя забывать о Конституционном суде, который в рамках особого судопроизводства предоставляет дополнительные средства для защиты интересов участников малого бизнеса, рассматривая отдельные категории дел, в том числе по жалобам о нарушении закрепленных в Конституции прав и свобод, проверке конституционности действующих нормативных актов, применяемых или подлежащих применению в конкретном деле.

Четвертый

Прибыль имеет систематический характер, а формируется она из доходов, полученных в процессе ведения хозяйственной деятельности, уменьшенных на общее количество расходов. Балансовая прибыль – это та часть выручки, которая уже осталась после того, как были перечислены какие-либо налоги и все остальные бюджетные платежи.

Таким образом, предпринимательской деятельностью не может характеризоваться выполнение каких-либо действий, направленных на одноразовую прибыль, а при выполнении подобных действий никакой ответственности за ведение незарегистрированной предпринимательской деятельности возникать не может. Стоит отметить тот факт, что данное положение имеет также отражение и в современной нормативной базе.

Второй пример

Так как главной целью ведения предпринимательской деятельности является извлечение прибыли, вполне логичным продолжением извлечения прибыли являются обязательства по обязательной уплате налогов. Для того чтобы решить вопрос налогообложения, нужно первоначально определиться с вопросом о составе доходов, которые могут облагаться налогами, и может ли любое вознаграждение расцениваться в качестве дохода от веденной деятельности. Практика работы современных государственных органов указывает на то, что в преимущественном большинстве случаев они стараются объединять с прибылью любые доходы, которые были получены в процессе ведения бизнеса. Соответственно, параллельно увеличивается размер налогооблагаемой базы, что далеко не всегда является корректным, и во многих случаях вполне может обеспечиваться защита прав и интересов предпринимателей.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий