Как правильно оформить путевой лист грузового автомобиля

Назначение путевого листа

Путевые листы оформляют с очевидной целью: для контроля действий водителя и учета износа транспортного средства. В документе отражают пробег автомобиля, а эту цифру сравнивают с плановым показателем. Конечно, могут быть отклонения, но в целом маршрут должен максимально совпадать с расчетным.

Законодательством узаконены несколько основных видов ПЛ, которые разработаны с учетом особенностей различных транспортных средств (для легковых авто, тракторов, автобусов). Если водитель предоставит проверяющим путевку, в которой неверно указан вид средства передвижения, он может быть оштрафован.

Зачем нужен путевой лист

Путевой лист форма 4-с применяется для грузоперевозок, основанных на сдельной оплате труда (сделал водитель рейс – сдал путевой лист). Путевой лист форма 4-п используется в случае применения временного тарифа. Как правило, в этой форме учитывается работа водителя в течение одной рабочей смены (одного дня). При этом он может сделать несколько однотипных рейсов для одного заказчика, или два рейса для разных заказчиков.

Путевой лист состоит из основной части и отрывного талона. Отрывной талон бланка заполняется непосредственно заказчиком. Данные, указанные в нем, служат основанием для выставления счета за выполненные перевозчиком работы. Отрывной талон является неотъемлемой частью выставляемого счета, служит подтверждением начисленной суммы за услуги организации-грузоперевозчика.

Основная часть бланка путевого листа является документом бухгалтерской отчетности и остается у перевозчика. В этой части путевого листа должны быть продублированы данные о времени, в течение которого был задействован автомобиль грузоперевозчика и протяженности маршрута доставки грузов. Также здесь отражаются данные о вынужденном простое автотранспортного средства, о необходимости дополнительной работы двигателя машины и осуществлении работ, связанных с использованием оборудования, установленного на автотранспортном средстве. Именно эти данные служат основанием для расчетов работы данного автотранспортного средства.

Если при автоперевозке товаров предполагается повременная оплата, то в путевом листе проставляется номер каждой товарно-транспортной накладной, которая прилагается к путевому листу. Экземпляр товарно-транспортной накладной (ТТН), прилагаемый к бланку путевого листа, служит подтверждение выполненных работ. По окончании работ производится учет и вносится запись в журнал учета путевых листов, подсчитывается общий итог (в тоннах) перевезенного груза. Уже на основании совокупных показателей рассчитываются часы использования автотранспортного средства и заработная плата водителя.

До того, как водитель начнет работу, основную часть бланка путевого листа должен заполнить диспетчер грузоперевозок, или лицо его заменяющее. Последующие записи в путевой лист вносят работники организации-грузоперевозчика, а также заказчик (или его представитель). Водитель никаких записей в путевой лист вносить не должен. Он расписывается в путевом листе только при приеме автомобиля для работы и сдаче его в конце смены. Путевые листы водитель получает у диспетчера в начале рабочей смены, и их получение заверяет подписью. В конце рабочей смены он обязан путевой лист сдать. Этот документ выписывается только на одну рабочую смену или рабочий день. Новый путевой лист водитель может получить только после того, как сдаст диспетчеру старый и таким образом закроет рабочий день.

Как правильно заполнить бланк путевого листа формы № 4-п

Бланк путевого листа данной формы несколько отличается от предыдущей формы № 4-с. Особенностями заполнения отличается раздел «Задание водителю». Этот раздел должен заполнять диспетчер согласно данным, поданным в заявке или разовом поручении клиента.

  1. Графа № 18, отражающая в чье распоряжение поступает водитель с автотранспортным средством, должна включать данные о клиенте (наименование его организации и местонахождение пункта производства работ);
  2. Строки №№ 19-20 отражают время прибытия автотранспортного средства для выполнения работ, а также время убытия;
  3. Графа № 21 содержит данные (в часах) о приблизительном времени, отведенном на выполнение необходимых работ;
  4. Строка № 22 содержит данные о необходимом количестве рейсов.

Отрывной талон бланка путевого листа заполняется только заказчиком. После этого он передается водителю, который сдает его вместе с путевым листом в бухгалтерию. На основании отрывного талона заказчику выставляется счет за фактически выполненные работы, который он должен оплатить. Заполнение отрывного талона тоже должно происходить в соответствии с правилами.

Водитель предъявляет заказчику путевой лист. Заказчик, на основании данных этого путевого листа вносит в определенные разделы отрывного талона номер путевого листа и дату его выдачи. Также сюда вписываются реквизиты компании-грузоперевозчика, марка и государственный регистрационный номер автотранспортного средства, прибывшего для выполнения работ.

Строка «Заказчик» должна содержать полное наименование организации-заказчика и данные должностного лица, уполномоченного руководить прибывшим автотранспортным средством. Также в отрывном талоне в соответствующих графах проставляется время прибытия автотранспортного средства и время его убытия. Заказчик заполняет графу «Приложенные товарно-транспортные документы», в которой проставляется фактическое количество и номера документов. Один экземпляр каждого ТТН обязательно должен прилагаться к бланку путевого листа.

Отрывной талон содержит сведения о фактически произведенных водителем рейсах, соответствующая графа при этом заполняется заказчиком. По окончании заполнения всех необходимых сведений заказчик (или его доверенное лицо), заверяет все внесенные данные своей подписью и печатью предприятия.

Формальная и фактическая ответственность за ошибки, допущенные при заполнении бланка путевого листа, ложится на руководителя предприятия (как грузоперевозчика, так и заказчика), или лиц, уполномоченных осуществлять данную работу. Сюда входит как технический персонал, отвечающий за эксплуатацию автотранспортных средств (механики ОТК или заправщики), так и лица, в чьи обязанности входит заполнение путевого листа (диспетчеры грузоперевозок).

Обязательные реквизиты путевых листов

Путевой лист – документ, который нужен для учета и контроля работы транспортного средства и водителя, согласно пункта 14 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ.

Формы путевых листов, обязательной к применению, нет. Организация или предприниматель может разработать бланки самостоятельно или взять за основу унифицированные формы, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Используемые формы путевых листов, неоходимо закрепить в учетной политике.

В путевом листе должны быть обязательные реквизиты, установленные:

  • Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 – дают право на допуск транспортного средства к эксплуатации (ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ);
  • ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ – дают право принять путевой лист к учету.

Разместите в путевом листе обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
  • подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Помимо этого, укажите в нем обязательные реквизиты, утвержденные Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (редакция от 21.12.2018):

  • наименование и номер путевого листа;
  • сведения о сроке действия путевого листа;
  • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  • сведения о транспортном средстве;
  • сведения о водителе.

В путевом листе можно разместить дополнительные реквизиты, которые отражают особенности вашей деятельности (п. 8 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов).

Если за основу путевого листа организация примет формы, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, то их необходимо дополнить их всеми Обязательными реквизитами, предусмотренными Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (редакция от 21.12.2018).

Письмо Минтранса России от 14.05.2019 N ДЗ/10239-ис “О заполнении путевых листов”. Перечисляет все обязательные реквизиты путевых листов в том числе и для грузовых автомобилей:

Образец бланка путевого листа грузового автомобиля

Если рассматривать его с позиции самого ИП, то путевой лист необходим для контроля за работой транспортного средства и водителя. Также путевой лист важен в плане соблюдения правил дорожного движения, ведь от правильности заполнения путевого листа и в принципе его наличия зависит, составит инспектор ГИБДД протокол о нарушении или нет.

О том, какие штрафы установлены за отсутствие путевого листа, читайте здесь.

Впервые форма путевого листа была установлена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Данная форма распространялась только на юридических лиц. Несколько позже был издан приказ Минтранса РФ от 30.06.2000 № 68, который действовал в отношении индивидуальных предпринимателей и содержал в себе формы путевых листов, а также регламентировал порядок их заполнения.

В приказе № 152 нет конкретных форм путевых листов ни для ИП, ни для организаций, а установлены только обязательные реквизиты этих документов и порядок заполнения. Хотелось бы также отметить, что с выходом данного приказа заполнение путевых листов стало обязательным для всех индивидуальных предпринимателей, использующих транспортные средства.

С 01.03.2019 оформлять ПЛ нужно строго до начала выполнения рейса, если его длительность превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя, или до начала первого рейса, если в течение смены водитель совершает один или несколько рейсов. До этой даты путевой лист выдавался сроком на 1 день, если индивидуальный предприниматель занимался оказанием автотранспортных услуг.

Результат работы

Заполнение путевого листа: лицевая сторона

Так как путевка должна отражать всю имеющуюся информацию о рейсе, ее бланк включает довольно много граф. Все они заполняются в определенном порядке:

  1. В первую очередь записывают номер документа. Для этой цели используют цифры, слова или их сочетание (на усмотрение администрации предприятия).
  2. При заполнении типографских бланков указывают их серию.
  3. Дата совершения поездки. Для однодневных это формат «день/месяц/год», для командировок – временной промежуток между началом и концом поездки.
  4. В обязательном порядке указывается полное название предприятия, а также его контактные данные (адреса, номера телефонов).
  5. Код ОКПО. Он присваивается всем организациям, занимающимся транспортировкой грузов и легковыми перевозками.
  6. Название и марка автомобиля. В том случае, когда транспортное средство не является собственностью предприятия, в графу для марки вносят номер договора о прокате. Также вписывают дату и серию документа.
  7. Полный номерной знак авто: цифры и буквы.
  8. В том случае, когда предприятие владеет несколькими автомобилями, каждому из них должен быть присвоен собственный гаражный номер. Его также указывают в путевом листе. Если в распоряжении фирмы только один автомобиль, графа может оставаться незаполненной.
  9. Данные о водителе: фамилия, инициалы, табельный номер, а также номер его водительского удостоверения и водительский класс. Закон требует, чтобы эта информация была записана разборчиво.
  10. Графа, которая называется «Лицензионная карта», актуальна для тех организаций, которые практикуют пассажирские перевозки (то есть им разрешено перевозить восемь и больше людей).
  11. При сдаче авто в аренду в соответствующей графе указывают предприятие, которое будет им распоряжаться.
  12. Адресом подачи называют то место, куда посылают авто.
  13. Чч:мм –это формат времени выезда автомобиля из гаража или стоянки.
  14. Графа «Диспетчер-нарядчик» заполняется ответственным лицом (указывается фамилия, инициалы, ставится подпись).
  15. Механик также прикладывает руку к заполнению путевого листа. Он записывает свои данные и подписывает документ. Это необходимо в качестве доказательства исправности транспортного средства.
  16. Чтобы указать ориентировочное время возвращения авто из рейса диспетчер рассчитывает километраж. Если речь идет о командировке, то кроме времени прибытия он пишет и дату.
  17. По возвращении транспортного средства оно проверяется диспетчером-нарядчиком. Если имеются замечания, он вносит их в путевой лист. Бланк содержит записи об опоздании или повреждении авто.
  18. Водитель, использовавший и вернувший автомобиль, вписывает свои данные в графу «Транспортное средство сдал».

Образец заполнения путевого листа по форме 4-С

Лицевая сторона

Указывается дата составления документа, а также го название. Кроме этого, понадобится вписать код по ОКПО, название фирмы и ее контактные данные. Внесите информацию об автомобиле, его номер, марку и другую информацию. Если подразумевается использование прицепа, укажите сведения и о нем. Информация о шофере также является необходимой при оформлении «путевки». Ниже имеется таблица, которую также нужно заполнить:

  • подробная информация, связанная с работой ТС и шофера;
  • показатели, связанные с движением горючего: получение, расходы, остаток;
  • время прибытия, адрес места прибытия и название компании-получателя груза, другие задания, которые выполняет водитель.

Также здесь ставятся отметки:

  • диспетчером о выдаче топлива и задания;
  • медработником, подтверждающего допуск шофера к поездке;
  • механиком, проверившим техническую исправность ТС;
  • шофером, который подтверждает выполнение задания и сдачу машины.

Кроме этого, в бланке имеется специальный блок, предназначенный для дополнительных отметок. Сюда заносятся данные о ремонте, ДТП или других непредвиденных ситуациях, которые могли нарушить маршрут.

Оборотная сторона

Предназначена для указания последовательности выполнения задач, которые ставятся перед шофером. По сути, именно здесь и прописывается маршрут, которого он должен придерживаться. Также здесь должна прописываться дополнительная информация:

  • места, где будет происходить погрузка и выгрузка груза;
  • время и дата выезда и прибытия;
  • номер ТТН или другого сопроводительного документа;
  • название компаний, как отправителя, так и получателя, подписи их ответственных сотрудников.

Также ниже вы сможете увидеть специальные графы, предназначенные для отметок о том, были ли на маршруте простои, их продолжительность и причины. Если водитель израсходовал больше топлива или задержался на существенное время, эта информация не позволит возложить на него вину.

Оборотная сторона бланка имеет вторую часть, которая предназначена для информации о том, как водитель отработал:

  • сколько расходовал горючего;
  • общее время работы шофера и машины;
  • время, потраченное на погрузку/выгрузку, дорогу, простои;
  • общий пробег и количество поездок;
  • объем доставленного за смену груза;
  • размер зарплаты, начисляемой шоферу за смену.

Изменился срок выдачи

Согласно последним поправкам в законодательстве РФ, выдавать одну путевку на множество маршрутов в различные рабочие дни не допускается. Новые правила гласят, что путевой бланк требуется выписывать накануне:

  • каждого выезда – если рейс продолжительнее рабочего дня;
  • начала первого выезда – если объем задания меньше дня и шофер получает одно или множество заданий.

Форма отображения в путевке времени действия бланка зависит от длительности маршрута. Если его длительность не более рабочей смены, время действия путевки отображается одной датой. Если же длительность маршрута более одной смены, в графе «срок действия» отображается дата начала маршрута и дата его завершения.

Как заполняются путевые листы

До начала работы грузового автомобиля основные данные вносит диспетчер или сотрудник компании, выполняющий его обязанности. Дополнительные записи, отражающие работу машины, и оборотная сторона листа предоставлены для заполнения работниками компании-перевозчика, заказчиками. Водитель подписывает документ в начале смены и дополнительных записей в него не вносит. По окончании смены он сдает его на базу компании и ставит машину в месте стоянки.

Право вносить изменения в графы документа имеет только сотрудник автотранспортной организации, владеющий грузовым автомобилем.

Очередность внесения информации в путевой лист выглядит так:

  • Серия, присвоенный номер бланка.
  • Коды запланированных работ.
  • Номер бригады, рабочей колонны, к которым относится транспортное средство.
  • Данные грузовика (гаражный и государственный номера, марка).
  • Информация о водителе. Если на маршрут выставлено два водителя, необходимо указать данные двух лиц в одном документе или сформировать два экземпляра путевого листа. Вписываются номера водительского удостоверения, класс, табельный номер.
  • Если оформлена лицензия, вносится номер карточки, ее вид.
  • При наличии прицепного устройства фиксируется его номер.
  • Данные сопровождающих лиц и информация о сопровождающих документах.
  • Информация о времени выезда из автопарка и срок возвращения грузовика на стоянку.
  • Задание водителю: вносится информация о месторасположении заказчика.
  • В чье распоряжение: прописывается лицо, к которому направляется груз. Прилагается копия доверенности на данное лицо.
  • Вносится время прибытия машины к объекту, где находится заказчик.
  • Указываются точки доставки и загрузки груза.
  • Протяженность рейса в километрах.
  • Вес перевозимого груза.
  • Количество положенного для поездки горючего с учетом оставшихся ГСМ за прошлые сутки.

При наличии в компании печати ее нужно обязательно проставлять в путевом листе. Для ИП не считается нарушением выдача документа без штампа.

Особенности оформления путёвки для грузовых авто

Для грузовых транспортных средств это главный учётный документ. Компании, осуществляющие свою деятельность по грузоперевозкам, пользуются ими в целях отображения результатов проделанной работы своих сотрудников. Также по ним ведётся контрольный расчёт расходов при грузоперевозках и начисляется заработная плата.

Для оформления путевого листа грузового автомобиля шаблон или образец составляется по двум формам: 4-С и 4-П.

Форму 4-С применяют, когда установлена сдельная система оплаты. Форма 4-П предназначена для повременного начисления заработка по определённым тарифам.

Процедура заполнения путёвки для грузового транспорта практически не отличается от легковых.

  1. Отрывные талоны заполняет заказчик, их как подтверждение передачи груза организация предъявляет заказчику для оплаты счёта;
  2. В путёвке и в отрывном талоне, который прикладывается к счёту, содержатся одинаковые сведения, отражающие время работы транспорта у заказчика. Являются основным средством учёта и контроля рабочего дня.
  3. Для системы оплаты по временным тарифам при перевозке товара, являющегося материальной ценностью, в путёвку вносятся номера накладных и сопроводительных документов. Один из экземпляров товарно-сопроводительной документации будет приложением к путевому листу. Часто применяется при командировках и перевозе большого груза. Обязательно отражается количество тонн перевезённого товара.
  4. Заполняется документ диспетчером или другим уполномоченным лицом до момента передачи сотруднику, осуществляющему перевозку. В последующем данные вносят заказчики и сотрудники предприятия.
  5. Выдача бумаги шофёру производится под расписку только при том условии, что он сдал предыдущую заполненную бумагу за прошлую смену.
  6. На момент выдачи путёвки, она должна соответствовать требованиям – с отметкой даты, когда была выдана, штампом, печатью фирмы.

За неправильное заполнение ответственность понесут руководитель компании и люди, отвечающие за эксплуатацию грузового автотранспорта и участвующие в составлении документа.

Чтобы понять, как правильно оформить путевой лист грузового автомобиля, найти образец оформления можно на специализированных интернет-порталах.

Порядок заполнения путевого листа по форме 4-С

О правилах заполнения путевого листа 4-С указано в Постановлении №78. Бланк содержит лицевую и оборотную стороны, которые заполняются следующим образом:

Заполнение лицевой стороны

На лицевой стороне путевого листа 4-С нужно проставить название документа и его дату, затем вписать наименование организации, код по ОКПО, адрес и телефон. Дополнительно необходимо указать кодировку колонны, бригады и режима работы.

Затем нужно отразить информацию о грузовом транспортном средстве, в том числе его марку, гос.номер, гаражный номер, при наличии прицепа — сведения о нем. После этого вносится информация о водителе — ФИО, табельный номер, данные водительского удостоверения.

Далее необходимо заполнить таблицы следующего содержания:

  • работа водителя и транспортного средства (дата и время выезда и заезда в гараж, фактическое время работы, показания спидометра);
  • движение горючего (марка, сколько выдано, остаток на начало и конец работы, время работы транспорта, коэффициент расхода горючего по отношению к нормам компании);
  • задание водителю (наименование и адрес заказчика, время прибытия, адреса погрузки и разгрузки, наименование груза, расстояние транспортировки и объем груза);

Кроме того, на лицевой стороне путевого листа должна быть следующая информация:

  • от диспетчера о проверке водительского удостоверения, выдаче задания и горючего;
  • от медработника о проведении медосмотра и допуске водителя к выполнению задания;
  • от механика о проведенном техосмотре транспортного средства;
  • от водителя о приеме грузового автомобиля и его сдаче после выполнения задания.

О каких-либо дополнительных моментах, например, ДТП, ремонте и пр. можно указать в специальном блоке «Отметки организации — владельца автотранспорта».

Образец заполнения лицевой стороны путевого листа по форме 4-С скачайте здесь

Заполнение оборотной стороны

На оборотной стороне указывается последовательность выполнения водителем полученного задания, то есть именно здесь необходимо прописать маршрут следования транспортного средства. При этом сведения включают:

  • пункты погрузки и разгрузки (перецепки прицепов);
  • дату и время приезда и уезда;
  • номера сопроводительных товарно-транспортных документов;
  • наименование и подпись грузоотправителя (или грузополучателя).

Ниже делаются отметки о том, были ли по маршруту какие-либо простои, каковы их причины, вид и продолжительность. Эта информация может свидетельствовать о том, почему водитель задержался в пути и потратил горючего больше, чем по нормативу. Данные разделы подписываются непосредственно водителем и диспетчером.

Во второй части оборотной стороны путевого листа 4-С (результаты работы автомобиля и прицепов) отражается общая информация о том, как отработал водитель свою смену. При этом необходимо включить следующие сведения:

  • расход горючего по норме и по факту;
  • время работы автомобиля и прицепа, в том числе в движении и простое (при погрузке/разгрузке и по техническим причинам);
  • количество ездок;
  • пробег автомобиля и прицепа, в том числе с грузом;
  • количество перевезенного груза, в том числе на прицепах;
  • пройдено километров, в том числе с прицепом;
  • начисленная зарплата водителю.

В этом разделе информацию заполняет не только диспетчер, но и таксировщик с проставлением подписи и расшифровки к ней.

Образец заполнения оборотной стороны путевого листа по форме 4-С скачайте здесь

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий