Господдержка малого бизнеса

Системные проблемы

В пресс-службе Минэкономразвития оперативно не ответили на вопросы «Известий» об объемах и видах государственного стимулирования бизнеса. В Корпорации МСП рассказали, что за прошлый год они поддержали 10,3 тыс. компаний на 735 млрд рублей (в 2018 году было 2,7 тыс. предприятий на 175 млрд рублей). В Фонде развития промышленности сообщили: профинансировано 189 проектов на 34,5 млрд рублей (это на 30% и 24% превосходит показатели 2018-го).

Глава «Опоры России» Александр Калинин, отвечая на вопрос о реалистичности данных исследования, сообщил, что «этим цифрам можно верить». По его словам, около 10 лет назад вдвое меньше компаний знали о мерах господдержки, а пользовались ими не более 4%.

С причинами невостребованности инструментов — недостаточной информированностью и неверием в помощь от чиновников, согласился и сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Однако он поставил под сомнение число респондентов, знающих о госпрограммах, куда могли попасть и те, кто слышал об одной–двух из них. На деле же одних госинститутов развития, предоставляющих множество видов субсидий, более трех десятков, причем только на федеральном уровне. Каждый предприниматель с вероятностью 99% найдет подходящий для него вид поддержки, заявил он.

Впрочем, главной проблемой эксперт считает отсутствие доверия к чиновникам, которое проявляется в опасениях насчет административного давления. Существует боязнь, что «разовьешь бизнес, и его отберут, или будут наезды проверяющих органов, если кого-то обошел в конкуренции», подчеркнул Антон Данилов-Данильян.

По мнению завлабораторией исследований проблем предпринимательства РАНХиГС Веры Бариновой, спрос на господдержку по-прежнему низкий. Похожее исследование проводилось в 2018-м, когда большинство представителей МСП отметили, что не обращались за помощью, и лишь каждый десятый дал положительный ответ. Всё дело в системных проблемах в развитии малого бизнеса, который зависит от состояния экономики и спроса населения, считает Вера Баринова. По ее мнению, прямые финансовые механизмы не работают, и нужны дополнительные меры, например, налоговые и имущественные льготы, обучение и консалтинг.

Каждый десятый

75% представителей малых и микропредприятий заявили, что знают о действующих мерах государственной поддержки бизнеса. Однако на деле только 9%, или почти каждый десятый, воспользовались ими, следует из результатов опроса. Оставшаяся четверть респондентов заявила, что никогда не слышала о возможности получить помощь от властей. Исследование НАФИ, проведенное в январе этого года, характеризует спрос на программы стимулирования в 2019-м в целом. В нем участвовали 1000 действующих предпринимателей из 80 субъектов страны. Исследование проведено впервые.

Для трети респондентов причинами, помешавшими обратиться за помощью от государства, стали сложности с подготовкой документов: за время ожидания одной справки истекает срок действия другой. При этом каждый пятый предприниматель сообщил, что не верит в помощь от государства, поэтому и не воспользовался предлагаемыми возможностями. На отсутствие подходящих для их бизнеса программ пожаловались менее 20% респондентов. Столько же заявили, что им не нужна помощь в развитии своего дела.

Авторы исследования отмечают, что невостребованность инструментов по развитию бизнеса вызвана низким уровнем понимания предпринимателями существующих программ и сформировавшимся стереотипом о работе с госорганами. Согласно опросу, большинство респондентов (79%), у которых за спиной нет опыта получения государственной помощи, априори считают, что добиться ее сложно. Но в случае упрощения процедур оформления они охотно подадут заявку.

— Со стороны бизнеса есть спрос на господдержку, однако ее получение представляется сложным и долгим процессом. В результате предприниматели редко обращаются и часто не обладают для этого полной информацией. Для эффективности помощи МСП не хватает слаженной системы межведомственного взаимодействия. Нужны единые окна, которые предоставят компаниям исчерпывающую информацию, — отмечает гендиректор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева.

Непопулярность мер господдержки также связана с их несоответствием реальным потребностям бизнеса, говорится в исследовании. Отмечается и влияние недостаточного учета особенностей региональной экономики, низкой коммуникации с предпринимателями, слабой информационной кампании как на федеральном, так и на региональном уровнях. По мнению авторов исследования, преграды создает и забюрократизированность процедур по получению помощи, усложненная форма отчетности по ее итогам и большое количество проверок.

Шаг 8 Оставаться ИП и платить налоги в течение года

Последнее условие договора, которое мне осталось выполнить, — не закрывать ИП в течение года с момента предоставления субсидии на открытие малого бизнеса и вовремя платить все налоги и взносы. С этим у меня проблем не возникло.

Взносы и налоги на бизнес я автоматически рассчитываю с помощью специального сервиса. Мне остается только нажать кнопку «Оплатить» в личном кабинете и подтвердить платеж в банке. Самой отслеживать сроки оплаты не нужно: я контролирую их с помощью смс-оповещений.

Несмотря на то что я поменяла сферу бизнеса, закрывать ИП я не собираюсь. От всей истории у меня остались положительные впечатления. Сотрудники центра занятости и налоговой помогали подготовить документы для получения субсидий и понять порядок действий при открытии малого бизнеса, отвечали на вопросы в непонятных ситуациях.

Первая помощь для бизнеса

24 марта столичные власти утвердили первый пакет мер поддержки бизнеса. Так, до 31 декабря продлили срок уплаты торгового сбора за первый квартал 2020 года. На этот же срок продлили уплату авансовых платежей за первый квартал 2020 года по налогу на имущество и земельному налогу для организаций, работающих в сфере общественного питания, туризма, культуры, спорта, досуга и гостиничного бизнеса. Именно компании, занятые в этих отраслях, больше всего пострадали в сложившейся ситуации.

Организации, которые арендуют землю у города и приостановили свою деятельность на время ограничений, освобождены от платы за аренду на этот период. Это касается организаций, занятых в сфере культуры, спорта, выставочной, развлекательной, просветительской, образовательной и социально-воспитательной деятельности.

Владельцы нестационарных торговых объектов в переходах метро будут платить на 50 процентов меньше по договорам на осуществление торговой деятельности. Эта мера действует на время ограничений. Кроме того, арендаторы земельных участков и объектов в московском метро могут подать заявку на отсрочку по аренде.

Значение малого бизнеса для страны

Развитие экономики государства во многом зависит от малого предпринимательства, так как:

  • Оно является важным сектором экономики. Данные субъекты более легко переносят внешние изменения. Общий экономический спад России в начале 90-х годов был компенсирован как раз за счет таких предприятий и их способности быстро адаптироваться в условиях новых рыночных отношений. Государственные учреждения не смогли справиться с конкуренцией, ввиду чего разрушились или были подвергнуты приватизации.
  • Малый бизнес – основной источник налоговых отчислений. Небольшие компании формируют бюджеты разных уровней. Они отчисляют налоги в бюджет, создают рабочие места, предоставляют населению возможность заработать. Кстати, данная группа налогоплательщиков более надежная, чем представители крупного бизнеса.
  • Малые предприятия развивают инновационные технологии. Некоторые организации интересуются развитием новых научно-технических изобретений. Такая деятельность приветствуется государством, поэтому предприниматели могут рассчитывать на дотации и дополнительное субсидирование.
  • Они обеспечивают занятость людей, что положительно отражается на уровне безработицы. Небольшое количество сотрудников способствует сплоченности коллектива, что не всегда наблюдается на крупных предприятиях. От этого возрастает трудовая мотивация и улучшаются результаты труда. Не менее важным является тот факт, что за трудоустройством могут обратиться социально нестабильные слои населения, а именно: молодежь, женщины, иммигранты и т. д. Именно здесь можно получить необходимый опыт, подняться по карьерной лестнице и самореализоваться.

Перечень федеральных программ

В 2019 году существует немало федеральных программ, которые направлены на оказание помощи малому и среднему бизнесу.

Рассмотрим эти программы по отдельности.

Программа поддержки “Умник”

Эта федеральная программа направлена на поддержку молодых предпринимателей в возрасте до 30 лет.

По условию программы, любой предприниматель имеет право получить финансовую помощь в размере до 500 000 рублей.

Но также необходимо учитывать, что приоритетным направлением по программе является сфера инновационных технологий.

Программа “Старт”

“Старт” – федеральная программа, которая направлена на оказание финансовой помощи предпринимателям, занимающиеся разработкой различных современных технологий.

Данная программа является своего рода уникальной, поскольку финансирование осуществляется в течение нескольких лет в 2 этапа.

Первый этап финансирует государством в размере 2,5 миллионов рублей.

На втором этапе предприниматель должен отыскать инвестора, который профинансирует его работу на сумму 2,5 миллиона рублей. Простыми словами, 50% оплачивает государство, остальные 50% – инвестор.

“Развитие”

“Развитие” – программа, с помощью которой есть возможность получить на развитие своего малого либо среднего бизнеса финансовую помощь размером до 15 миллионов рублей.

При этом необходимо убедить государство в том, что будет не только произведена модернизация бизнеса, но и созданы дополнительные рабочие места.

“Интернационализация”

По этой программе ключевую роль играет не сколько финансовая часть помощь, сколько факт того, что малому либо же среднему бизнесу, который ориентирован на работу с зарубежными партнерами, предоставляется уникальная возможность получить зарубежных партнеров в случае удовлетворения их требований по качеству готовой продукции.

Деньги, выделяемые по этой программе, должны быть использованы на улучшение качества своей продукции и дальнейшего продвижения за рубежом.

Федеральная программа “Коммерциализация”

Сумма финансовой помощи может варьироваться, четкого размера нет. Эта программа позволяет расширить производство за счет увеличения мощностей производства.

По завершению этого процесса в обязательном порядке должно увеличиться количество рабочих мест.

“Кооперация”

По этой федеральной программе малый и средний бизнес имеет право рассчитывать на получение порядка 20 миллионов рублей.

Согласно условиям программы средства должны быть потрачены на улучшение качества товаров либо услуг, что в конечном итоге позволит соединить малый и средний бизнес с крупными промышленными производствами нашей страны воедино.

Региональные программы поддержки

Гранты выделяются из регионального бюджета для поддержания приоритетных для государства видов деятельности. Чаще всего это единоразовые безвозмездные выплаты, которые предоставляются на конкурсной основе. Важные критерии для отбора: сфера деятельности компании, размер выручки, количество созданных рабочих мест.

В зависимости от региона сумма выплат может меняться, чаще всего — до 600 000 рублей.

В 2019 году работает программа «Поддержка начинающих фермеров», где размер гранта — до 3 000 000 рублей. А в Санкт-Петербурге разработан ряд программ по поддержке предприятий, занимающихся ремесленничеством, соцпредпринимательством и созданием детских центров.

Проблемы государственной поддержки малого бизнеса

Развитие бизнеса в России крайне противоречиво. Часто способы поддержки предпринимательства, закрепленные в нормативно-правовых актах, не реализуются на практике. Главными проблемами, препятствующими планомерному оказанию помощи со стороны государства, являются:

  • отсутствие эффективной законодательной базы;
  • увеличение налогового бремени;
  • бюрократизация государственных учреждений, на которые возложена надзорные функции;
  • отсутствие проработанной системы финансирования предпринимательства;
  • присутствие экономических проблем (Инфляция, рост цен во всех сферах производства).

Сложившаяся ситуация оказывает негативное воздействие на малое и среднее предпринимательство. Однако государство предпринимает попытки исправить положение. Периодически внедряются новые формы поддержки бизнеса.

Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса

В странах с развитой рыночной экономикой большое внимание уделяется кредитованию бизнеса. Для этих целей государство создает специальные структуры и фонды:

  • Администрация по делам малого бизнеса (США);
  • Кредит для средних и мелких фирм (Франция);
  • Корпорация страхового кредитования малого бизнеса (Япония).

Правительство стран ставит перед собой задачу сохранить и развить конкурентную среду, побуждающую производителей переходить на использование более эффективных технологий.

Государственные структуры зарубежных стран стремятся обеспечить максимальную правовую защиту интересов малого и среднего бизнеса. Например, в США в структуре Администрации по делам малого бизнеса создан отдел адвокатуры. Его главу назначает Президент, а утверждает Конгресс. Глава подотчетен только им.

Позднее в Администрации по делам малого бизнеса был создан отдел арбитража. В различных регионах страны представители структуры проводят слушания, нацеленные на повышение эффективности бизнеса. Отдел выступает связующим звеном между предпринимательством и федеральными структурами.

Под эгидой все той же Администрации функционирует Институт в Интернете. Если предприниматель или студент хочет открыть свое дело, он может пройти бесплатную подготовку и пользоваться информационными ресурсами.

Экспертное мнение со стороны федеральной электронной площадки РТС-тендер

В стратегии социально-экономического развития России до 2020 года говорится о том, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из основных приоритетов экономики. Меры господдержки имеют основную цель – обеспечить развитие МСП как одного из важнейших элементов рыночной экономики. В рамках реализации данной стратегии господдержка закреплена на законодательном уровне.

Как получить государственную поддержку МСП? 

В частности, Закон о контрактной системе (44-ФЗ) обязывает заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок.

С 4 января 2017 г. в рамках госзакупок вступило в силу новое правило: заказчики обязаны устанавливать процент привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков из числа МСП – не менее 5%.

С 1 мая 2017 г. вступили в силу изменения, предусматривающие, что если заказчик проводит закупку с ограничением – только для МСП – то предельный срок расчетов с таким поставщиком не должен превышать 15 дней с даты подписания заказчиком акта приемки. Раньше такой срок составлял 30 дней с даты подписания заказчиком акта приемки.

С августа 2016 года ФНС запущен в промышленную эксплуатацию Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Реестр позволяет не только систематизировать и сделать более прозрачной сферу деятельности предпринимателей, но содержит сведения, влияющие на деловую репутацию МСП, например, сведения о заключенных контрактах в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ.

Вторым важнейшим нормативным актом, регламентирующим закупочную деятельность, является Закон № 223-ФЗ, предусматривающий обязанность корпоративных заказчиков по выполнению обязательной квоты размещения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме 18%. При этом не менее 10% от этой квоты должно быть направлено заказчиками предпринимателям по итогам закупок, участниками которых могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Сервисы для МСП, упрощающие участие в государственных закупках

Государство может поддержать любой бизнес?

Программы господдержки малого и среднего бизнеса направлены в первую очередь на отрасли, приоритетные для государства. Вам помогут с финансированием дела, которое будет полезным для вашего региона, области или даже конкретного города: например открытие аптеки, развитие растениеводства или туризма. А вот игорный, алкогольный или сигаретный бизнес поддерживать не станут.

Есть у программ и требования к самим предпринимателям: вы можете получить поддержку, только если не нарушали условий программ до этого. Например, если вам уже выдавали субсидии, но вы потратили их на другие цели, то можете попасть в «черный список» и больше на господдержку рассчитывать не сможете.

Еще одно очевидное требование — соответствовать определению малого и среднего бизнеса.

Закон о развитии малого и среднего предпринимательства выделяет три категории предприятий:

  • микробизнес (не больше 15 сотрудников в компании и годовой оборот до 120 млн рублей);

  • малый бизнес (не больше 100 человек в компании и оборот до 800 млн рублей);

  • средний бизнес (не больше 250 человек в компании и годовой оборот до 2 млрд рублей).

При этом некоторые меры государственной поддержки предпринимателей могут быть рассчитаны как одновременно на все три категории, так и только на одну из них, например на средний бизнес.

В некоторых программах есть дополнительные требования. Для участия в них вы должны быть, например:

  • начинающим предпринимателем, то есть открывать свое первое дело.

  • молодым предпринимателем. Под этот критерий подходят индивидуальные предприниматели в возрасте до 30 лет включительно и компании, в которых хотя бы половина уставного капитала принадлежит предпринимателям в возрасте до 30 лет включительно.

У господдержки есть несколько уровней. По федеральной программе Министерства экономического развития Российской Федерации деньги выдают регионам на конкурсной основе или с учетом определенных критериев. Местные власти распределяют эти деньги и средства из собственного бюджета по направлениям, приоритетным именно для своего региона. Есть и специальные программы господдержки малого и среднего бизнеса, например от Корпорации МСП или от Министерства сельского хозяйства.

Основные проблемы предпринимателей

Абсолютно естественной реакцией человека, решившего заняться каким-либо новым видом деятельности, является страх. Как маленький ребенок боится сделать первый шаг, так и взрослого страшит неизведанное. Полностью избавиться от страха, конечно, невозможно, но снизить его границы необходимо. Для этого стоит пообщаться с более успешным предпринимателем, набраться у него опыта.

Каждый человек рассчитывает на получение хорошего дохода. Основной проблемой многих начинающих бизнесменов является поиск денежной ниши.

Гораздо правильнее посвятить себя той области, в которой человек обладает определенными знаниями, умениями и навыками, и к которой у него проявляется интерес.

После определения подходящей ниши нужно задуматься о том, с чего начинать и какое направление является наиболее правильным. Выполнить все без ошибок, конечно, не удастся, но тщательный анализ – половина успеха.

После старта деятельности начинают появляться различные вопросы, связанные с выбором лучшего, определением оптимальной стоимости, привлечением дополнительных финансов и их правильным распределением. Решить проблемы может общение с успешным бизнесменом.

Каждый предприниматель должен усвоить «принцип Парето»: 20% действий приводят к 80% результата.

Следовательно, первостепенными и важными являются только 20%, а остальные 80 нельзя назвать особенно существенными. В общем, все свои силы следует направлять только на те действия, которые приводят к результату.

Еще одна проблема начинающих бизнесменов – отсутствие дисциплины. Прежде чем открывать свое дело, нужно убедиться в собственном жгучем желании, иначе успех вряд ли будет достигнут.

Виды субсидий и грантов

Чтобы получить государственное субсидирование, начинающий предприниматель обязан последовательно выполнить следующие действия:

  1. Стать на учет в центре занятости.
  2. Собрать и предоставить необходимый пакет документов, подтверждающий регистрацию индивидуального предпринимателя.
  3. Подать агенту службы занятости бизнес-план, в котором подробно расписаны цели, требующие государственной поддержки.

Данная помощь предоставляется единожды и только в том случае, если центр занятости не справился с подбором подходящего рабочего места для человека. Размер субсидии равняется величине годового пособия по безработице.

Иной способ получения помощи – подача документов в органы местного самоуправления в соответствии с местом жительства. Сумма поддержки здесь гораздо больше, правда и получить ее сложнее – конкурс выше.

Федеральное субсидирование осуществляет Фонд содействия малым предприятиям в сфере науки и техники. К наиболее выгодным программам относятся:

  • «Старт». Право подать заявку на участие есть у любой фирмы, существующей на рынке не более 2-х лет и еще не реализовавшей свой продукт (размер ежегодной выручки не должен превышать 0,3 миллиона рублей). Исследовательская и конструкторская деятельность может быть профинансирована максимум на 6 млн. руб. за 3 года.
    Программа предусмотрена для нескольких направлений: биотехнологии, инновационная медицина, IT, разработка инновационного оборудования и материалов. После того, как вся сумма субсидии будет выплачена, ежегодная выручка должна увеличиться до размера предоставленной помощи, а сотрудников с основным местом работы на предприятии должно быть не меньше половины от всей численности рабочих.
  • «Развитие». Данная программа предусмотрена для компаний, которые образуют собственную нишу, имеют свою историю научной работы и определенный уровень движения средств. Программа позволяет получить до 15 млн. руб., но не более размера личных средств, вложенных в деятельность. Помощь направлена на повышение выручки и рентабельности.


Среди ведомственных программ можно выделить:

  • Две программы для сельскохозяйственной отрасли, направленных на поддержку фермеров и развитие животноводства. Подобные гранты можно тратить на строительство животноводческих ферм, приобретение животных, обустройство быта.
  • Программу, стремящуюся поддержать организации, занимающиеся производством высокотехнологичного характера, а также внедряющих науку в различные бизнес-процессы. За выделением средств следует обращаться в Министерство образования.
  • За развитие народного промысла отвечает Министерство промышленности и торговли. За счет государственной помощи можно закупить сырье, организовать логистику и значительно продвинуть промысел. На финансирование не могут рассчитывать предприятия, не входящие в список организаций, занимающихся народным промыслом, поддержка которого осуществляется за счет федеральных средств.

В рамках региональных программ компания, ничего не должная государству, может рассчитывать на следующую помощь:

  • Субсидии для организации собственного дела. За получением поддержки может обратиться любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрировавшийся не более 1 года назад. В Москве выделяется до 500 тыс. руб., в регионах – до 300 тыс. Субсидия повышенного размера может быть выдана предприятиям, занимающимся инновационной деятельностью. Тратить деньги можно на приобретение основных средств, оплату аренды, обеспечение рабочих мест и закупку сырья.
  • Субсидии для приобретения основных средств в лизинг. В каждом отдельном регионе установлены свои правила выдачи данной суммы: либо на внесение первоначального взноса, либо на полное погашение лизинговой задолженности, либо на обе цели. Размер помощи варьируется от 300 тыс. до 10 млн. руб. (конечная сумма зависит от стоимости основных средств).
  • Субсидии по кредиту. Такая помощь не предусматривает компенсацию тела займа, ее предметом является часть процентов за использование кредитных денег.
  • Субсидии для участия в выставках – регион компенсирует предприятию денежные средства, потраченные на участие в подобном мероприятии.

Многие нюансы различных форм поддержки разобраны на следующем видео:

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий