Франшиза и как с ней работать

Много успешных предприятий имеют свою историю успеха. И очень часто, в ней упоминается, так называемая, франчайзинговая деятельность. Многие используют такие термины как: франчайзер, франчайзинг, франшиза. Разберем их более подробно, для понимания сути терминологии.

Франшиза — законное право вести свою деятельность под известным брендом, с возможностью использовать их технологии. Законность прав прописывается в франчайзинговом соглашении. Франчайзер — компания с мировым именем, которая готова поделиться своим брендом и наработками с малым бизнесом – франчайзи, за установленную плату. Франчайзинг — система ведения бизнеса, между франчайзером и франчайзи.

Как работает франшиза

Крупные компании, которые уже имеют свое имя, продают среднему и мелкому бизнесу, возможность реализации их услуг или товара. Естественно франчайзер это делает исключительно для расширения своего бизнеса, иногда даже за пределами страны или материка. Но в выигрыше, будут обе стороны. Франчайзер – увеличение объемов продаж товара или услуги и расширение бизнеса, а также роялти – плату за использование бренда, а франчайзи – возможность развития предприятия, за счет мирового имени и его узнаваемости. При чем, затраты минимальны, ведь рекламой занимается сам франчайзер. А его знания и авторитет, будут приятным бонусом, который принесет доход фирме.

Типы франшиз

В зависимости, как используют мировое имя, франшизу разделяют на типы:

  • производственная – фирма получает право на производство и продажу известного товара. Такой тип использует – Coca-Cola;
  • бизнес-франшиза – франчайзер предлагает уже налаженный бизнес, со всеми его плюсами. К такому типу прибегают рестораны быстрого питания.
  • товарная – франчайзи продает сам продукт франчайзера, но не имеет права его производить. Зачастую, к ним относится продажа автомобилей.

Виды франшиз

  1. Мастер-франшиза. Предприниматели, которые приобрели бренд, становятся франчайзерами на своей территории. И имеют полное право ею торговать, от своего имени.
  2. Мультифраншиза. Франчайзи имеет право запуска нескольких торговых точек, или производств, на своей территории и в условленный период.
  3. Прямая франшиза. Это самый распространенный вид такого заработка. Заключается он в том, что франчайзер дает право на открытие одной торговой точки и все. Если же франчайзи захочет открыть еще единицы продаж, то за каждую из них придется опять платить роялти и подписывать дополнительные соглашения. 

За невыполнение темпов развития бизнеса, франчайзи может понести убытки, в виде санкций и штрафов. Или даже лишиться права продажи бренда.

Иногда можно встретить и другие виды франшиз: 

  • свободная – использование бренда без контроля владельца;
  • серебряная – компания сама открывает филиал в другой области или стране, и только потом продает временное право собственности;
  • золотая – это своего рода, монопольные права и их держатель сам решает, как ими пользоваться;
  • импортозамещающая – продажа известной продукции, без уплаты роялти.

Договор франшизы

На самом деле такой договор размещается на около 100 страницах. Составляют его опытные юристы и не всегда в нем можно разобраться самостоятельно. Он вмещает обязательные пункты:

  1. Товарный знак.
  2. Особенные права на развитие узкой территории.
  3. Ограничение конкуренции. 
  4. Снабжение.
  5. Оформление франчайзинговой зоны. 
  6. Обучение и повышений квалификации работников.
  7. Ведение отчётности.
  8. Расторжение договора.

Если вы приняли решение заняться франчайзинговой деятельностью, то придется хорошо попотеть и взвесить все за и против.

Дата: 12 марта 2021
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий