Что такое кейсы в бизнесе

Соберите идеальную команду

Мы убеждены: самая эффективная команда собирается не из друзей и одногруппников, а из единомышленников. С друзьями хорошо провести пятничный вечер, а с одногруппниками удобно прогуливать пары (шутка, вы же этого не делаете, правда?). Решать же высокоинтеллектуальные и объемные задачи, которыми являются бизнес-кейсы, нужно с теми людьми, которые действительно разделяют ваши взгляды и готовы поработать на пользу команды. Подробнее о том, как собрать идеальную команду, мы рассказывали здесь и здесь. А сейчас поделимся, как соблюсти баланс между единством и разнообразием в команде.

Единство

В основе слаженной команды — единство устремлений и ценностей

Важно сформулировать общую командную цель. Например, во что бы то ни стало победить на чемпионате или просто получить новый интересный опыт

Кроме того, в самом начале нужно определиться с командными ценностями. Что для вас важнее — победа или участие, процесс или результат? Проводя параллель с бизнес-процессом, можно сказать, что на данном этапе вы выступите в роли топ-менеджмента компании, который формулирует ее миссию, а значит, определяется со стратегией управления.

Общими должны быть подходы к работе и языковая база каждого участника. Если в команде три жаворонка и одна сова, последней придется начинать работать пораньше. Если одна половина команды свободно говорит на языке, на котором написан кейс, а вторая читает со словарем, то временные издержки на преодоление лингвистического барьера будут слишком высоки и успеха такая команда не добьется.

Разнообразие

Хорошо, когда сокомандники разделяют общие научные и деловые интересы. Но еще лучше, когда каждый предпочитает специализироваться на определенном аспекте темы. Люди с разным жизненным опытом, образованием, навыками и интересами, дополняя друг друга, учитывая сильные и слабые стороны своих партнеров, смогут более эффективно распределить обязанности между собой.

Различия между членами команды также способствуют личностному росту. В процессе решения придется активно обмениваться опытом и знаниями. Например, гуру электронных таблиц научит остальных, как анализировать большое количество числовой информации, а любитель дизайна покажет, как делать стильные слайды. В бизнесе любое знание полезно!

Кейсы в рекламе и маркетинге – что это такое?

В маркетинге и рекламе кейс – это детальное описание решения определенной задачи. Например, рекламное агентство описывает, как решалась задача клиента по повышению продаж определенного продукта. При этом подробно описываются этапы работ, с какими сложностями столкнулась компания на том или ином этапе и почему принятое решение оптимально. Такой отчет может называться «кейс проекта» – это описание задачи, поставленной на проекте, процесса работы, результатов.

Пример кейса в маркетинге

Допустим, специалист занимается ведением аккаунтов в Instagram и хочет составить кейс об успешном проекте. Давайте посмотрим, что можно написать в таком кейсе про работу в Инстаграм.

Дано: клиент, занимающийся пошивом вечерних платьев на заказ, обратился с просьбой помочь ему привлечь подписчиков в Инстаграм-аккаунт. На момент старта работы канал имел 400 подписчиков. Клиент ставил задачу увеличить число подписчиков до 1000-1500 за месяц. Естественно, это должны были быть целевые подписчики, заинтересованные в услуге заказчика.

Решение: был составлен план мероприятий на месяц, который включал ежедневную публикацию постов, разработку и использование системы хештегов, проведение минимум двух конкурсов среди подписчиков.

Результат: за месяц число подписчиков увеличилось до 1200. При этом значительно выросла активность пользователей – число лайков и комментариев. По словам клиента, за месяц из Инстаграма он получил заказ на пошив платьев для подружек невесты (8 нарядов) и несколько одиночных заказов, что полностью окупило его расходы на ведение аккаунта (5000 рублей в месяц).

Цели

Несмотря на различие кейсов, они создаются с одинаковыми целями. С помощью обучающих модулей должна быть возможна оценка способностей студентов. При их помощи слушатели приобретают навыки тайм-менеджмента, совершенствуют коммуникационные способности и учатся работать в команде.

При его помощи несложно доказать клиентам, что определенный продукт имеет много преимуществ, а его создатель является профессионалом своего дела. Практикой доказано, что для повышения значимости личного бренда и авторитета компании достаточно разобрать реальные ситуации в подробностях. Они могут быть выражены в увеличении объемов продаж, в повышении посещаемости ресурсов, в продвижении их без расходов и во многих других положительных эпизодах. В таком ракурсе можно изготовить экспертный кейс.

Работа с кейсом

Отображение неправдоподобной информации в кейсах может стать причиной неудачной рекламы, оказывающей противоположный эффект. Он возможен при разоблачении продукта и выявлении его недостатков.

Как проходит задание в виде бизнес-кейса

В зависимости от должности и количества претендентов, экзамен проходит в персональном или групповом формате. Задание предоставляется в бумажном или в устном виде.

При отборе на стажировки или на кадровые конкурсы, например, как в случае с «Лидерами России», используются групповые упражнения в сочетании с персональными выступлениями. Но такой формат встречается нечасто из-за сложности его проведения.

Индивидуальные кейсы

Чаще всего задания выдаются кандидатам на очном собеседовании в письменном виде. На столе находится папка с раздаточными материалами (распечатка электронных писем, финансовые отчеты, стенограмма звонков, вырезки из газет), инструкция, список вопросов, калькулятор, ручка и бумага.

Групповые кейсы

В отличие от личного формата, задание группе, как правило, выдают в устном виде. Типичный тест для группы выглядит так:

Пример

Экзаменатор задает вопрос группе: «Представьте, вы нашли инвестора, готового вложить в ваш бизнес в Москве $100 000. В какой бы сфере вы открыли свой бизнес, на что бы потратили стартовый капитал и как скоро бы вернули инвестиции?»

Группе нужно не только ответить на вопрос, но и достигнуть взаимопонимания между участниками, единогласно придя к общему мнению.

Если экзамен проходит по всем правилам, для экзаменаторов важен не результат, а ход мыслей претендента. При этом за участником или группой закрепляется один наблюдатель. Причем интерпретация результатов проходит уже после самого ассессмента, в спокойной обстановке. Ассессоры руководствуются сделанными записями и чек-листами.

Практическое применение

Примеры кейсов позволяют прорабатывать и проанализировать ситуацию и применять ее элементы на практике в реальных эпизодах. Сущность метода кейса проще всего понять, рассмотрев модуль.

Пример

Руководителем субъекта предпринимательства была отмечена неравномерная работоспособность трех сотрудников, осуществляющих деятельность в отделе продаж. Первый из них обслуживает 60 процентов клиентов, второй – 20 процентов, а третий – только 10 процентов.

Показатели продаж выше всего у второго работника, сотрудничающего только с постоянными клиентами. Третий работник работает с новыми заказчиками, а первый не делит их на постоянных и новых. Задачей директора является получение максимально прибыли, что возможно за счет увеличения результативности труда наемных работников.

Чтобы ее решить, необходимо понять, какие нормативы могли бы улучшить работу каждого сотрудника в отдельности и отдела продаж в целом. Поскольку первый продавец эффектно работает с любыми заказчиками, то результативно будет поменять обязанности второго и третьего специалиста. Возможно, причиной низких показателей деятельности является творческо-профессиональный кризис, который легко устраняется сменой обстановки.

https://youtube.com/watch?v=R5q33tH0k1o

Доступ и подготовка к управленческим кейсам (ситуационные тесты):

Сегодня готовятся: чел.

Full (Все тесты сайта)

70%
Хит

207 тестов 3030 вопросов + 7 кейсов и 2 пособия

Личный кабинет

Моментальный доступ

Подробные решения

Графики результатов

12 месяцев доступа

1249 рублей

Подробнее

Сегодня готовятся: чел.

Ситуационные тесты «Сценарии»

6 тестов, 70 сценариев + пособие

Личный кабинет

Моментальный доступ

Подробные решения

Графики результатов

12 месяцев доступа

399 рублей

Подробнее

Индивидуальные кейсы
5 кейсов + анализ и рекомендации

399 рублей

Групповые кейсы
2 кейса + анализ и рекомендации

299 рублей

Числовые тесты
30 тестов, 600 вопросов

399 рублей

Вербальные тесты
30 тестов, 450 вопросов

399 рублей

Логические тесты
22 теста, 220 вопросов

399 рублей

Использование кейс-метода в образовании на примере зарубежных школ

Метод case-study впервые стали использоваться при обучении в Гарварде (США), и с тех пор Гарвард во многом определяет формат кейс-образования во всем мире. Обучение в Гарвардской школе бизнеса (Harvard Business School, HBS) практически полностью построено на анализе кейсов, а в библиотеке школы собрана самая большая коллекция кейсов в мире.

В медицинском образовании примером использования кейс-метода может служить обучение в Медицинской школе Гарварда (Harvard Medical School). Традиционно будущих врачей допускали до работы с пациентами с третьего курса, а первые два года им давалось исключительно теоретическое образование с огромным объемом материала для запоминания.

Работа с медицинскими кейсами отличалась от решения бизнес-кейсов своим форматом. Студенты работали в небольших группах, по 6–8 человек, и получали материал непосредственно на занятии, а не знакомились с ним заранее. Кейс состоял из 5–6 частей, которые последовательно разбирались на нескольких занятиях.

В ходе обсуждения от студентов не требовалось предлагать готовые решения. Цель заключалась в том, чтобы поставить дальнейшие вопросы, выдвинуть гипотезы, выявить пробелы в знаниях и в итоге сформировать план для самостоятельного изучения материалов по теме, с которым студенты на несколько дней отправлялись работать в библиотеку.

В европейской традиции бизнес-образования изначально утвердился немного иной формат обучения. Первые программы МВА во Франции, Швейцарии, Великобритании и других странах длились в среднем 12 месяцев (вместо двухгодичных программ, как это было принято в США) и были рассчитаны на студентов, уже обладавших практическим опытом в управлении бизнесом.

Эта прагматическая ориентация и приближенность к миру реального бизнеса нашла свое наиболее законченное выражение в Манчестерской школе бизнеса (Manchester Business School, MBS) и, соответственно, так называемой манчестерской школе кейсов. В отличие от гарвардских кейсов манчестерские кейсы в полтора-два раза короче и в них принципиально отсутствует правильное решение, которое вырабатывается в ходе открытых обсуждений.

Кроме того, Манчестерская школа бизнеса пытается еще больше приблизить свои кейсы к реальности: она практикует краткосрочные стажировки студентов (проектный метод обучения), где перед ними ставится задача справиться с конкретной трудностью, которую компания испытывает в настоящий момент. За счет прохождения практики обучение в MBS длится чуть больше — 18 месяцев. В среднем на лекции приходится 30 % всего учебного времени, решение кейсов занимает 25 %, а участие в рабочих проектах — 45 %.

Цель: Открытие филиала.

Направление: Продукты питания

Постановка задачи. Компания хочет расшириться, для этого ей необходимо решить, где, когда и как лучше открыть дополнительный офис.

Методология работы: Кейс-специалисты должны изучить текущее положение фирмы, ее основных клиентов, доступные варианты расширения, продумать к чему, можно приурочить открытие. На основе анализа конкурентной среды, а также активности целевой аудитории подбирается будущее месторасположение. Специалисты прорабатывают все вопросы, связанные с вопросом открытия магазина.

Как решить

Чтобы решить проблему, отображенную в кейсе, прежде всего, ее необходимо выявить. Следующей задачей является идентификация вопросов, на которые хочет получить ответ составитель модуля. Не стоит стремиться решать задачи, не имеющие прямого отношения к кейсу, поскольку они могут увести слушателя в сторону от основного вопроса. Для компетентного ответа на него необходимо составить план своих действий, структурировать его на отдельные этапы и обозначить их границы. Перед решением кейса необходимо:

  • выявить ключевые позиции;
  • оценить ситуацию в общем;
  • определить проблему;
  • сформировать актуальные вопросы для решения задачи;
  • структурировать вопросы;
  • применить необходимый метод анализа.

Принципом решения любой проблемы является вероятностное предположение. Оно поможет сэкономить время и принять наиболее эффективное решение ввиду проведения глубокой аналитической работы, в результате которой выясняется истинная проблема.

Решение и выводы

Сложными моментами в решении кейса является обобщение всех данных и формирование вывода. В этом разделе анализа задания, слушатель должен продемонстрировать понимание происходящего, а также подтвердить выдвигаемую гипотезу или опровергнуть ее. Правильность толкования исходных данных оказывает влияние на результат решения и его эффективность. Не следует подгонять известные факты под свое решение. Любая идеальная гипотеза может оказаться неактуальной и быть опровергнутой.

Презентация решения

Поскольку, кейсы — это метод обучения, тестирования и выявления оптимального решения сложившейся проблемы, то конечной целью слушателя модуля является составление рекомендаций и определенных выводов. Они будут ценными, если их реализация возможна в ближайшее время, а их идея подходит человеку с учетом его характеристик и параметров.

Понятие кейсов в маркетинге

Рассматривая значение слова кейс, необходимо упомянуть о том, что данный термин означает в маркетинге. Перед тем как говорить об этом термине, давайте рассмотрим, что входит в задачу маркетологов. Основное требование к сотрудникам данной профессии – постоянный мониторинг и анализ рынка. Такой подход к делопроизводству позволяет постоянно корректировать имеющиеся данные. Анализ текущей ситуации на рынке сбыта продукции – основная задача маркетолога.

Бизнес-кейс — это описание конкретной задачи или проблемы, стоящей перед компанией

Бизнес-кейс в маркетинге – список различных задач, расставленных по приоритету. В него включается логистика, ситуация на рынке и внутри самого предприятия. Подобный кейс должен обладать четкой структурой и подразделяться на несколько разделов:

  • внешний;
  • внутренний;
  • логистика.

Маркетолог должен являться связывающим звеном между финансовым отделом и юридической консультацией. Настоящий профессионал своего дела должен понимать принцип работы вышеуказанных отделов. Маркетинг как стратегия развития предприятия, строится с учетом различных изменений в законах. Несмотря на то что изменения в финансовом законодательстве редко влияют на развитие предприятия, их необходимо учитывать. Юридические изменения текущего законодательства могут на долгое время заморозить деятельность компании.

Внутренние кейсы — это метод решения производственных ошибок, связанных с нарушением работоспособности предприятия. Содержание подобных кейсов направлено на создание узлов взаимодействия, позволяющих «выжить» в условиях сильной конкуренции. Размеры внутреннего бизнес-кейса маркетолога постоянно изменяются в зависимости от количества решенных задач и поступления новых. У настоящего специалиста своего дела, подобный кейс никогда не бывает пуст.

Внешний бизнес-кейс содержит в себе методы решения задач, связанных с продвижением изготовленной продукции на рынке. Каждая позиция этого пакета включает свои задачи и способы их решения. Сюда входят рекламные кампании, анализ текущей ситуации на рынке, сегментирование, оценка уровня спроса продукции, выявление потребностей потенциальной аудитории и управление сетью сбыта. Все вышеперечисленное, лишь малая часть организационных проблем, с которыми ежедневно сталкиваются сотрудники отдела маркетинга.

Увеличение количества продаж и рекламное продвижение товара – главная задача внешнего бизнес-кейса. Именно сюда складываются текущие задачи, которые в дальнейшем тщательно анализируются. На основе этого анализа разрабатывается дальнейшее решение различных вопросов, связанных с увеличением потенциальной аудитории.

Создание пакета системных задач – основная профессиональная обязанность маркетолога. Отсутствие подобного плана затрудняет анализ ситуации на рынке и разработку дальнейшей стратегии продвижения организации.

Логистика – одна из самых сложных структур бизнес-кейса маркетолога. Данные производственные вопросы решаются отделом менеджмента. В производственном процессе каждого предприятия встречаются проблемы различного характера, требующие незамедлительного решения. Именно поэтому логистика является неотъемлемой составляющей любого производственного процесса

Именно от нее зависит уровень затрат на производство, что ставит логистику на первую ступень по важности приоритетов

Для того чтобы улучшить систему работы отдела менеджмента, собираются и систематизируются различные производственные задачи в отдельный кейс. В задачу маркетинга входит решение данных проблем наряду с производственными или рекламными трудностями.

Чаще всего решение кейсов — это командное задание, так как оно повторяет модель реального бизнеса

Советы для подготовки

Каждый, кому предстоят ситуационные тесты, должен понимать, что за один день подготовиться к ним невозможно. Полноценная подготовка – это комплексный подход, включающий:

  1. Тренировочные кейсы по управлению персоналом с решениями. К тренировочным задачам дается развернутый комментарий, где объясняется, каким образом работодатель интерпретирует каждый ответ и какой управленческий стиль является предпочтительным. Так человек учится выявлять «положительные» ответы.
  2. Руководства. В методических указаниях по решению управленческих кейсов рассказывается о процедуре ассессмента с точки зрения работодателя. Некоторые нюансы помогают выстроить стратегию таким образом, чтобы показать сильные стороны на ассессменте.
  3. Информация о компании. Ключ к прохождению ситуационного тестирования – информация о компании, ее стратегии, корпоративной культуре и должности, на которую претендует человек.

Что такое кейс метод в образовании и обучении?

Кейсы как метод обучения – явление далеко не новое. Еще древнегреческие философы в беседах со своими учениками разбирали разные жизненные ситуации. Но в современном варианте технология впервые стала использоваться в конце XIX века в Гарвардской школе права.

В 20-х годах XX века метод кейсов стал активно применяться в обучении бизнесу. Преподаватели бизнес-школ столкнулись с тем, что одних учебных пособий недостаточно для подготовки будущих бизнесменов. Нужны были практические знания. Выходом стали отчеты о том, как предприниматели и менеджеры решали конкретные задачи.

Постепенно кейс-стади как метод обучения стал стандартом учебного процесса в бизнес-школах. Сегодня разбором кейсов занимаются не только студенты MBA, но и учащиеся самых разных вузов, школьники, работники, проходящие курсы повышения квалификации.

Суть процесса заключается в том, что студенты изучают готовые кейсы, а также ищут решения кейсов без ответов. Решение кейсов – это поиск выхода из проблемной ситуации при условиях, что очевидного и единственно верного решения нет и нужно делать выбор на свое усмотрение. Зачастую при этом исходных данных недостаточно или, наоборот, очень много, и к тому же они могут меняться в процессе. Все как в жизни специалиста, менеджера или бизнесмена.

Кейс-метод обучения – это один из самых эффективных способов подготовки кадров на сегодняшний день. Он имеет ряд важных преимуществ по сравнению традиционными методами обучения:

Практическая направленность. Практические кейсы – это возможность применить теорию для решения конкретной задачи. Не секрет, что частая проблема выпускников – «много знаю, но не знаю, что с этим делать». В процессе решения кейсов учащиеся находят способы решить поставленную задачу, используя теоретические знания. В учебном режиме прорабатывают реальную рабочую ситуацию.

Развитие soft skills – «мягких навыков»

О важности этих навыков сегодня говорят очень много. Это коммуникативные способности, умение работать в команде, способность к самоорганизации, к лидерству и многое другое
Классическое образование не уделяет развитию этих умений большое внимание

Между тем, они необходимы для решения множества задач, не описанных в должностных инструкциях.

Интересный, интерактивный процесс обучения
Кейс-технология как активный метод обучения предполагает, что учащиеся не просто заучивают готовые решения, а сами находят их. Разбор реальных жизненных ситуаций обеспечивает эмоциональную вовлеченность.

Интересный факт: до 90% учебных часов студенты MBA в Гарвардской школе бизнеса посвящают изучению кейсов. За два года они рассматривают около 500 кейсов.

Время и деньги.

Идея модели простая: все мы ходим на работу и, вроде как, стремимся к успеху, который, как ни крути, «привязан» к какому-то количеству денег. 

Всем хочется получить больше денег за свой труд, но, как назло, большинство людей получает за свой труд весьма скромные деньги. 

Давайте рассмотрим реальный пример трех специалистов-переговорщиков (хотите назовите их менеджерами продаж, хотя подойдет и любая другая специальность).
Каждый из специалистов создает свой вариант получения дохода, имея изначально одинаковые ресурсы: время, собственные усилия, схожие продукты в компании, клиенты на рынке. Больших отличий нет. 

Итак…

1. Павел:
— Профессиональные компетенции: классный переговорщик, два высших образования, владеет двумя языками. 
— Личностные характеристики: коммуникативный, исполнительный, ответственный, системный и разумный. 

2. Наташа: 
— Профессиональные компетенции: классный переговорщик, два высших образования, свободно владеет английским. 
— Личностные характеристики: коммуникативная, эффективный командный игрок, инициативная и системная.

3. Сергей: 
— Профессиональные компетенции: классный переговорщик, высшее образование, свободный английский, навык комбинаторики. 
— Личностные характеристики: коммуникативный, отличный интервьюер, прекрасно комбинирует между собой продукты компании и предельно целеустремлен. 

И вот, как отражаются их профессиональные компетенции и личностные характеристики на их доходе: 

Таблица 1. * Величина дохода сравнивается со среднерыночными показателями на данной должности. 

В первом столбце написано «Проект», т.к. каждый специалист является проектом, создающим определенный доход. 
И вот как оценивает будущее этих специалистов руководство компании:

Проект Павел — профессиональный переговорщик, исполнительный, звезд с неба не хватает, работу знает и делает. 
Дополнительные функции не тянет. Продвигать Павла по карьере смысла нет, он хорош на своем месте в своем сегменте. 
По деньгам не возмущается, вложений не требует.Вывод: пусть работает. 

Проект Наташа — профессиональный переговорщик, многофункциональна, может выполнять и контролировать ряд дополнительных задач.
Рынок ее знает, периодически сманивают в другие компании. «Держим» ее интересными проектами, ресурсами и бонусами. Вывод: загружаем Наташу интересными проектами, и помогаем выйти на следующий уровень эффективности. 

Проект Сергей — профессиональный переговорщик. Создал новые схемы взаимодействия, привел новых клиентов, выстроил доверительные и глубокие отношения с ключевыми клиентами. Мыслит глубоко, масштабно, выстраивает изящные схемы работы с клиентом.Вывод: Сергей ведет все стратегические переговоры с крупными клиентами. 

Несмотря на то, что у всех специалистов одни и те же 24 часа в сутках, зарплата Сергея больше зарплаты Павла в три раза.
Что такого делает Сергей, чего не делает Павел?
Смотрите таблицу 2. 

Особенность кейсов

Виды кейсов

В кейсах углубленно рассматриваются все детали вопроса, поэтому они формируют у опрашиваемого целостную картину.
При их помощи возможна передача опыта решения задач тем лицам, которым это нужно для конкретной цели. Информация в модуле должна быть визуализирована за счет включения в него таких элементов, как таблицы, графики и диаграммы, что способствует легкому убеждению читателей в правдивости предоставленных сведений.

В кейсе должны быть отражены актуальные данные, что гарантированно обеспечит их востребованность.
Каждая сфера деятельности развивается быстрыми темпами, поэтому идеи и решения, применяемые год назад, на сегодняшний день становятся неинтересными, поскольку их использование в условиях современности невозможно.

Хорошо составленный кейс не вызывает у людей вопросов после прочтения. В нем должны быть учтены специфика выбранной ниши и потребности целевой аудитории.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий