Подлежит ли обязательному аудиту бухгалтерская отчетность предприятия

Выбор аудиторской компании

Выбирая аудиторскую компанию, необходимо обращать внимание на некоторые показатели:

  1. Она должна иметь лицензию и право заниматься аудиторской деятельностью.
  2. Аудиторская фирма должна быть полностью независима от организации, которая нуждается в её услугах.
  3. Если организация, которой необходим аудит, достаточно крупная – аудиторская компания должна иметь в штате необходимое для качественной аудиторской проверки количество сотрудников.
  4. Если договор об аудиторской проверке будет нарушен, аудиторская компания должна иметь договор страхования риска ответственности.
  5. Аудиторская компания должна иметь положительные отзывы и рекомендации от клиентов, к ней ни у кого не должно быть различного рода претензий.

Если организация подлежит аудиторской проверке, но не проводит её, она может быть оштрафована за это. В свою очередь, аудиторское решение может значительно повлиять на отношение к организации других пользователей отчётности. Поэтому аудит способствует тому, что предпринимательский риск для этих пользователей будет значительно снижен.

Таким образом, аудит финансовой отчетности не является обязательной для всех процедурой. Те организации, которым такая форма контроля необходима (в том числе и по решению руководителя – внеплановый аудит), предупреждаются о проверке заранее и могут спокойно подготовить все документы, которые понадобятся сотруднику аудиторской компании.

Роль аудиторского заключения для компании

Надёжность предприятия легко определить после тщательного изучения заключения от независимого аудитора. В нём он также сообщает о достоверности сведений, связанных с бухгалтерией, финансами. При заключении договоров и соглашений с многочисленными партнёрами аудиторские заключения помогают подтвердить имидж и деловую репутацию участника рынка

Это особенно важно для различных кредитных организаций

Если руководитель предпримет меры, описанные в таком заключении – он с большой вероятностью не столкнётся с применением штрафов к его организации. Финансовый аудит эффективно защищает от подобных проблем.

С какой целью проводится

В соответствии с действующими нормами главной целью проведения аудиторской проверки является установление независимого мнения специалиста о представленных в отчетности данных.

Важность аудита выражается в значении, которое в настоящее время придается информации. Она является одним из основных ресурсов работы хозяйствующего субъекта

Правильное ее восприятие позволяет адекватно принимать на ее основе решения и вступать во взаимоотношения с другими компаниями.

Партнерам компании очень важно знать, что представленные в отчетах сведения являются достоверными. Поэтому можно определить следующие цели проведения аудита отчетности:

Поэтому можно определить следующие цели проведения аудита отчетности:

  • Определение с какой точностью и правильностью оформления осуществлено отражение сведений в бухгалтерских финансовых отчетах, сформированных за прошедший отчетный год.
  • Выявление фактов отступления от действующих правил ведения бухучета, отказа от принятых методов учета, несоответствия нормам законодательства с целью своевременного вмешательства и исправления допущенных неточностей.
  • Обеспечение высокого уровня достоверности информации, отраженной в отчетности.

Важно: проведение аудиторской проверки выгодно и для самого субъекта бизнеса. Ведь положительное аудиторское заключение независимой экспертной организации это дополнительное подтверждение благонадежности компании.

Основные моменты

Бухгалтерские отчеты представляют собой упорядоченный систематизированный комплекс сведений об имеющихся активах и обязательствах предприятия, а также о результатах его деятельности в финансовом выражении.

Функции бухгалтерских отчетов:

  • информационная, то есть давать сведения об общем финансовом положении субъекта;
  • контрольная, то есть обеспечивать возможность сверки бухгалтерских показателей с фактическим положением дел.

Положениями по бухгалтерскому учету предусмотрено несколько классификаций отчетности:

  • В соответствии с временным критерием она бывает годовой и периодической (полугодовой, квартальной, месячной и т.п.).
  • В зависимости от полноты представленной информации ее делят на внутреннюю (для собственных нужд) и внешнюю (для сторонних пользователей).
  • По степени агрегирования показателей отчетность может быть первичной и сводной. Первая строится на основе первоисточников (накладных, счет-фактур и прочей документации). Вторая компонуется на основе первичной путем объединения и обобщения представленных показателей.

Что такое аудит?

Аудит бухгалтерской отчетности представляет собой проверку всей документации на предмет достоверности отображенных в ней сведений.

Нормативные основания проверки

Аудит годовой бухгалтерской отчетности проводится независимой сторонней организацией.

Ее основанием служат:

  • Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ о деятельности аудиторов;
  • распорядительный акт руководства предприятия.

Также регулирование этого процесса осуществляется на основании иных норм российского законодательства, разработанных в соответствии с Федеральным законом в отрасли лицензирования деятельности аудиторов.

Цели и задачи

Главной целью такого независимого контроля является оценка достоверности информации, отраженной в отчетности, и соответствие технологии ведения дел законодательным актам.

Задачи аудита:

  • определить степень соответствия значений отчетности внутренним нормам и законодательству;
  • сравнить фактические и отчетные значения показателей;
  • проверить полноту охвата всех операций предприятия;
  • оценить эффективность внутреннего контроля.

Когда является обязательным?

В соответствии с государственными нормами в некоторых случаях должен проводиться обязательный аудит.

Его проходят:

  •  крупные предприятия, выручка которых за прошедший год превысила 400 млн. или объем их активов свыше 60 млн.;
  • ОАО;
  • компании, чьи акции участвуют в торгах;
  • организации, занимающиеся кредитованием, страхованием, а также клиринговые учреждения, кооперативы, казино.

Кто обязан проводить?

Данную проверку может проводить как независимая специализированная организация, так и частные эксперты, имеющие соответствующие лицензии. Дополнительно они консультируют руководство новых предприятий на счет того, подлежит ли обязательному аудиту бухгалтерская отчетность организации или нет.

В некоторых случаях проверку уполномочены осуществлять только аудиторские фирмы.

Это касается:

  • государственных учреждений;
  • пенсионных фондов;
  • компаний, чей уставной капитал хотя бы на четверть состоит из государственных активов;
  • компаний, генерирующие сводную отчетность;
  • организаций, основное направление деятельности которых кредитование или страхование;
  • предприятий, чьи ценные бумаги котируются на фондовом рынке.

Любое учреждение, занимающееся независимым исследованием отчетности, должно быть членом саморегулируемого союза аудиторов.

Виды

Проверки могут проводиться с разной степенью детализации.

Современной практикой предусмотрен сплошной и выборочный аудит бухгалтерской финансовой отчетности:

  • Сплошной. Изучению подлежит вся первичная документация. На нее требуется масса времени, поэтому цены таких услуг высокие.
  • Выборочный. В этом случае рассмотрению подлежит не весь массив документации, а лишь его часть, представляющая выборку. Данный вариант не такой затратный, но в ходе его проведения существует вероятность пропуска ошибок.

Эксперт может оценивать как весь спектр деятельности предприятия (комплексный аудит), так и его отдельные направления (тематическая проверка).

  • Помимо этого, аудит может быть внутренним, когда в роли проверяющего выступает сотрудник предприятия, и внешним, проводимым сторонними экспертами:
  • Инициированная аудиторская проверка. Осуществляется по решению администрации компании.  Она проводится для выявления ошибок в отчетной документации, анализа финансового состояния фирмы и разработки рекомендаций для улучшения эффективности.
  • Обязательная аудиторская проверка – обязательный аудит, проводимый для проверки бухучета финансовой отчетности компании либо ИП.

Рейтинг аудиторских компаний в 2019 году

Рейтинговое агентство RAEX («РАЭКС-Аналитика») ежегодно составляет рейтинг аудиторских компаний России. Сведения для него собираются до марта каждого года, после чего производится их анализ и оформление рейтинга по итогам прошедшего года.

В настоящее время действует рейтинг, составленный по итогам 2017 года. Он выглядит следующим образом:

Номер в рейтингеНаименование аудиторской фирмыМесто нахожденияГод. доход, млн руб.Численность работников, чел
1КПМГМосква9196,00Н/д
2“Эрнст энд Янг”Москва6104,00Н/д
3“ПрайсвотерхаусКуперс Аудит”Москва5157,001 691
4«Делойт и Туш СНГ»Москва4963,001390
5«БДО Юникон»Москва1394,00694

Кто проводит обязательный аудит

Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Исключение предусмотрено только для:

компаний, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

кредитных и страховых организаций;

негосударственных пенсионных фондов;

компаний, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;

государственных корпораций и компаний;

компаний, формирующих консолидированную отчетность.

Проведение обязательного аудита у них осуществляют аудиторские организации.

Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):

убедитесь в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги (ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);

убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Совет: чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Кроме того, в законодательстве предусмотрены особенности обязательного аудита в:

государственных и муниципальных унитарных предприятиях;

государственных корпорациях и компаниях;

организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.

Заключение договоров на проведение аудита для них возможно только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (в порядке, предусмотренном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это правило установлено в части 4 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Этапы аудита

Первый этап – организация аудита и его планирование. На этом этапе аудиторской фирме приходит официальное приглашение, в котором указана просьба о проведении аудиторской проверки. Аудиторская фирма знакомится с деятельностью предприятия, факторами, которые могут повлиять на деятельность организации, в которой будет проводиться проверка.

На этом этапе разрабатывается программа и примерный план проверки, а также специальный документ, который будет регламентировать права и обязанности клиента и аудитора в процессе проверки. Затем заключается договор о проведении аудита.

Второй этап – сбор доказательств аудитором. Проводятся специальные проверки, чтобы выявить искажения в бухгалтерской отчётности. Для этого используется бухгалтерский баланс, отчёт об убытках и прибылях, а также статистическая отчётность, журнал-ордер и кассовые книги. Также изучаются уставные документы, результаты инвентаризации. Если необходимо, выслушиваются комментарии сотрудников организации и её руководителя (можно в письменной форме).

Третий этап – завершение аудиторской проверки. Все данные систематизируются и группируются. Полученная информация сообщается руководству предприятия, на котором проводилась проверка. Затем составляется заключения аудитора, в котором высказано мнение аудитора о достоверности финансовой отчётности.

Обязательный аудит проводится в случаях, установленных законодательством и по поручению некоторых государственных органов.

Так, законодательство устанавливает обязанность проводить ежегодный аудит в следующих случаях:

  1. Если организация – открытое акционерное общество.
  2. Если денежные средства организации появляются вследствие добровольных отчислений юридических и физических лиц.
  3. Если объем выручки предприятия – больше 50 млн. руб. (за исключением сельскохозяйственных предприятий), а сумма активов баланса за год, который предшествует отчётному – больше 20 млн. руб.
  4. В других случаях, которые прописаны в федеральных законах.
  5. Если ценные бумаги организации были допущены к торговле на фондовых биржах и рынках ценных бумаг.

Во время изучения бухгалтерской годовой отчётности аудитором проверяется полнота заполнения всех форм, соответствуют ли они установленным требованиям, присутствуют ли все необходимые реквизиты. Также контролируются все показатели, и проводится проверка на их взаимозависимость.

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

Аудит проходит в несколько этапов:

  1. Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
  2. Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.

Таблица 1.4. Абсолютные показатели, характеризующие ликвидность баланса организации на начало и конец 2009 года

АктивНа начало годаНа конец годаПассивНа начало годаНа конец года

Наиболее ликвидные активы (А1
)

стр. 250+260

31

Наиболее срочные обязательства (П1
)

стр. 620

13
Быстро реализуемые активы (А2
) стр. 240
2067

Краткосрочные пассивы (П2
) стр. 610+630+

660

20416
Медленно реализуемые активы (А3
) стр. 210+220+230+270
102

Долгосрочные пассивы (П3
) стр. 590+640+

650

Трудно реализуемые активы (А4
) стр. 190
12275Постоянные пассивы (П4
) стр. 490
1516
Баланс35445Баланс35445

Рис.2.1. Структура отчетности, формируемой в коммерческой организации

Таблица 2.3. Теоретические и практические причины, ограничивающие возможности применения МСФО

Теоретические причиныПрактические причины

1.политика налоговых органов в отношении бухгалтерского учёта и отчётности;

2.отсутствие механизма по приданию МСФО правового статуса в РФ;

3.отсутствие контроля за применением МСФО.

1. перестройка системы электронного ведения

учёта;

2. нехватка квалифицированных специалистов по применению МСФО и аудиторов отчётности, составленной по МСФО;

Таблица 3.1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Уровни регулированияВиды и наименования нормативных документовОбласть регулирования и использованияСтепень разработанности
1234
1Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»№119-ФЗОпределяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системеЗакон принят 07.08.2001

2

Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельностиОпределяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности. обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, для всех субъектов рынка аудиторских услуг

Разработано и утверждено 31 Федеральный стандарт аудиторской деятельности

Законодательные и подзаконные нормативные актыУстанавливают общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторовРазработаны в соответствии с ФЗ нормативные документы в области аттестации и лицензировании аудиторской деятельности

3

Внутренние правила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединенийРегулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединенийРазрабатываются аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями
4

Внутренние аудиторские стандарты

При проведении аудита сопутствующих услуг

Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

Рис. 3.1. Предполагаемая организационная структура внутреннего отдела аудита ООО «ИФК – ОЙЛ»

Рис. 3.2. Программа аудита и её составные элементы

Стандарты аудита

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия должна проводиться с учетом требований международных стандартов по аудиторской деятельности. Они с января 2017 года заменили национальные аудиторские стандарты. Действовавшие в соответствии с Приказом от 20.05.2010 г. № 46н федеральные стандарты отменены нормами двух Приказов Минфина: от 24.10.2016 г. № 192н и от 09.11.2016 г. № 207н.

Аудиторское заключение бухгалтерской отчетности должно отвечать требованиям Международного стандарта аудита 700 (МСА 700). В соответствии с ним экспертное мнение должно быть выражено в письменной форме. Аудитор должен оценить достоверность отчетности по нескольким критериям:

  • соответствует ли порядок оформления отчетности нормативам учетной политики компании;

  • насколько грамотно составлена учетная политика, может ли она в текущей версии служить основным руководящим документом при формировании отчетных данных;

  • являются ли стоимостные показатели в отчетах обоснованными;

  • может ли представленная в отчетности информация считаться надежной, понятной пользователям, является она сопоставимой с другими учетными параметрами;

  • насколько полно раскрыта информация о финансовом положении компании.

Экспертное мнение аудитор формулирует в заключении с учетом требований МСА 705. Выводы могут быть положительными, но содержать несущественные оговорки. При неудовлетворительных результатах проверки заключение содержит отрицательное аудиторское мнение. В некоторых ситуациях аудитор может обозначить в заключении отказ от формирования собственной оценки отчетности. Это возможно в ситуации, когда у аудитора нет возможности получить данные о содержании отчетности, он не может проверить состав и происхождение учетных показателей.

Круг обязанностей аудитора и порядок составления им раздела заключения «Прочая информация» охарактеризованы в МСА 720 в п. 21. В этом блоке данных необходимо отразить следующие сведения:

  • указание на то, что ответственность за содержание полученной аудитором прочей информации возлагается на руководителя фирмы;

  • характеристика прочей информации, которая была получена экспертом до момента оформления им итогового заключения;

  • идентификация сведений, которые аудитор ожидает получить после даты составления заключения;

  • ссылка на то, что аудитор не формирует экспертное мнение по отношению к прочей информации, положения заключения распространяются только на показатели отчетности.

В аудиторском заключении должен быть приведен перечень лиц, ответственных за организацию процесса составления финансовой отчетности. В этот список включаются те, на кого возложена обязанность по контролю корректности и своевременности заполнения и представления отчетов. Отдельным параграфом должна быть описана степень ответственности аудитора за достоверность отчетности (за оценку рисков искажения отчетных сведений, за анализ учетной политики).

Процедура аудиторской проверки

Перед началом работы аудиторская компания уведомляет организацию о сроках и целях проверки, если она не внеплановая, связанная с выявлением какого – то нарушения.

Аудиторская проверка может быть инициативной – проводится только по решению экономического субъекта. К примеру руководитель хочет проверить качество работы определенных сотрудников, достоверность сведений и отчетов. В таких случаях проверка может осуществляться выборочно, по указанным направлениям.

В первую очередь проверяющий аудитор изучает правильность составления и оформления отчетности. Она должна соответствовать требованиям Налогового кодекса по следующим положениям:

  • соответствуют ли налоговые декларации утвержденным формам;
  • в ходе аудита проверяется качество заполнения документов, необходимые реквизиты, подписи ответственных лиц;
  • соблюдение сроков подачи налоговых деклараций.

Требования Федерального закона о бухгалтерском учете должны быть также учтены по следующим направлениям:

  • документы (в том числе и первичные регистры учета), связанные с потоком денежных средств, то есть расчетные, должны быть в обязательном порядке заверены подписью главного бухгалтера, иначе они не принимаются к учету;
  • наличие первичных документов, данные из которых попадают в учетные регистры.

Требования Положения о бухгалтерском учете проверяется следующим образом:

  • отчеты должны быть составлены на типовых формах, аудитор проверяет состав, содержание отчетности;
  • в пояснительных записках должны быть учтены сведения о наличии отдельных видов нематериальных активов и основных средств, об изменениях капитала и вложении финансовых ресурсов, чрезвычайных событиях и их воздействие на результаты работы предприятия;
  • соответствие показателей активов и обязательств результатам инвентаризации.

Изучая предоставленные документы, аудитор проводит арифметический подсчет, а также проверяет взаимоувязку показателей отчетности. Цифры, характеризующие одни и те же показатели в разных отчетах, должны совпадать.

Аудиторское заключение по финансовой бухгалтерской отчетности: образец

Ст. 6 Закона № 307-ФЗ регулирует круг вопросов, которые должны отображаться в заключении аудитора. Стандарт оформления документа дублируется в приказе Минфина № 46н от 20.05.2010 (в Приложении 1). Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бух. отчетности, должно иметь:

  • заголовок формы документа;
  • перечисление сторон процедуры проверки – кто является проверяемым лицом, кто выступает в роли аудитора;
  • указание регистрационных данных для обоих участников аудита;
  • форма бухгалтерской отчетности для аудиторского заключения, список отчетов, которые были проверены и проанализированы;
  • итоговое экспертное мнение относительно степени достоверности заполненной отчетности;
  • проставленная дата окончания проверки;
  • подпись эксперта.

Аудиторское заключение по финансовой бухгалтерской отчетности, пример которого представлен в приложениях ФСАД 1/2010, один из которых вы можете скачать ниже, включает в себя информацию:

  • об объеме произведенных работ аудитором;
  • указание специалистом обстоятельств, которые способны значительно повлиять на уровень достоверности отчетности предприятия;
  • как распределяется ответственность за проверенную отчетность между аудиторским предприятием и заказчиком процедуры.

Аудиторское заключение по финансовой бухгалтерской отчетности составляется в письменном формате на бумажном носителе. Документ прошивается и нумеруется вместе с комплектом отчетности. Минимальное число экземпляров равно двум – по одному для проверяемой организации и аудитора.

Аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности может формироваться только после того, как проверяющий убедится в достижении поставленной цели. Мнение аудитора касается нескольких аспектов:

  • соответствует рассматриваемая отчетность правилам составления отчетной документации;
  • оказывают ли обнаруженные искажения существенное влияние на итоги в отчетах.
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий